Тезисы выступления на XIV Апрельской международной научной конференции ВШЭ «Модернизация экономики и общества»

2 апреля 2013 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

Пленарное заседание «Мировой экономический кризис и российская экономика»

Пленарное заседание «Мировой экономический кризис и российская экономика»

1. Экономическая ситуация в России выглядит тревожно. Два месяца продолжается падение промпроизводства. Инвестиции в основной капитал в январе-феврале выросли по сравнению с аналогичным периодом в 2012 году лишь на 0,6 %.

2. Но нельзя сказать, что во всем виновата плохая конъюнктура на мировых рынках. Это доказывает пример Кипра. Да, проблемы на глобальном уровне послужили «спусковым крючком».

Но ситуация на Кипре – лишь частное проявление общих закономерностей: недостаточная диверсификация экономики (а, точнее избыточная доля в ВВП одного сектора) способна в одночасье привести к банкротству страны; гарантированных «тихих гаваней» для инвестиций не бывает; когда речь идет о деньгах – каждая страна сама за себя; российские компании воспринимаются многими зарубежными партнерами как «серые».

3. РСПП в этом году является координатором «Деловой двадцатки» и отлично знает, что проблемы у бизнеса в разных странах очень близки – кадровые проблемы, недостаточность стимулов для инновационной активности, коррупционные практики, необходимость перестройки финансовой системы – список можно продолжать.

4. Но у России есть одна немаловажная особенность - недостаточная эффективность государства замедляет экономический рост в большей степени, чем во многих (хотя и не всех) странах «двадцатки». Если по каким-то элементам предпринимательского климата можно зафиксировать сдвиг в лучшую сторону – например, налоговое администрирование, с чем согласны и опрошенные члены РСПП, и международные эксперты – то по другим направлениям прогресса нет.

Список проблем российского бизнеса - либо чистая зона ответственности государства, либо вопросы «совместного» ведения: высокие административные барьеры, высокие налоги и страховые платежи, низкое качество госуправления, незащищенность прав собственности, инфляция, коррупция.

5. Главная проблема для бизнеса – нехватка квалифицированных кадров. Вопрос «кто будет работать на 25 миллионах рабочих мест» остается открытым.

Работодатели и их объединения готовы взять на себя часть функций по повышению качества человеческого капитала – это разработка профстандартов, расширение программ корпоративного профессионального образования, независимая оценка качества программ профподготовки, но нужна адекватная поддержка со стороны государства. Почему нельзя относить на себестоимость расходы на обучение тех, кто не работает в компании, но обучается в ее учебном центре и будет востребован на местном рынке труда.

6. Вторая по значимости проблема - средний уровень фискальной нагрузки. По оценкам Всемирного банка в Казахстане он почти в два раза ниже, чем в России, а предпринимательский климат у нас не в два раза лучше, так что перекрыть эту разницу нечем.

Мы предлагаем: согласовать с бизнесом методику расчета совокупной фискальной нагрузки, которая учитывала бы все обязательные страховые платежи, и зафиксировать ее целевой уровень до 2018 года. Бизнесу нужны гарантии, а не надежды на лучшее.

Необходимо зафиксировать сроки, когда под оценку регулирующего воздействия начнут попадать законопроекты, меняющие уровень ставок налогов и страховых платежей.

Первый этап пенсионной реформы уже привел к тому, что даже высокопоставленные чиновники начали говорить о тенденции «переезда» российского бизнеса в Казахстан. Призыв бизнес-сообщества был услышан – ставки обязательного социального страхования снизили с 34 до 30 %. Теперь началась борьба с индивидуальными предпринимателями и «самозанятыми». Пусть по данным Минфина России большая часть тех, кто снялся с учета, не подавали отчетность за последние два года. Но часть из них отчетность все-таки подавали, а остальные теперь и не подадут. В лучшем случае они уйдут в серую зону, в худшем – будут создавать дополнительное социальное напряжение.

Никто не оспаривает правоту подхода: «меньше заплатил – меньше получил», но должны быть варианты выбора размеров страховых взносов, а значит и будущей пенсии. Их три:

Первый. Самозанятые освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы (но не лишаются права это делать). В этом случае они смогут претендовать на социальную пенсию/пенсию по инвалидности.

Второй. Увеличение стоимости страхового года до уровня, достаточного, чтобы при определенном стаже выплачивать самозанятым пенсию на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Третий. Создание специальной пенсионной системы для самозанятого населения с преобладанием накопительной компоненты.

Решать вопросы дефицита Пенсионного фонда в условиях корректировки пенсионной реформы надо решать за счет иных источников финансирования, включая приватизацию. А льготы отраслям и категориям, не зарабатывающим полноценных пенсионных прав, надо финансировать за счет целевых субсидий федерального бюджета.

Теоретически компенсировать нагрузку должны налоговые льготы. Наконец-то из-под налога на имущество вывели новое оборудование. Но полноценного перехода к универсальным льготам для всех проектов – инновационных, энергоэффективных, приоритетных – пока нет. Есть только рост нагрузки на то, что считается опасным производством вне зависимости от реального уровня опасности.

7. Третий вопрос – где взять деньги для инвестиций. На мировом финансовом рынке – «штормит», да и ситуация на Кипре добавила волнений. На накопительный компонент пенсионной системы, судя по всему, рассчитывать как на источник «длинных денег» не стоит.

Есть возможные решения: совершенствование системы рефинансирования кредитных организаций, повышение оперативности доступа к ресурсам Банка России, совместные с государством инвестиционные программы (синдицированное кредитование, выдача госгарантий под инвестиционные проекты), создание механизма государственной регистрации залога движимого имущества и ряд других.

Но это не позволит компаниям в ближайшее время получить в российском банке кредит под процент, сопоставимый со стоимостью денег для их западных конкурентов. Даже по ипотечным кредитам Председатель Правительства РФ считает, что реалистичная цель при снижении их стоимости в 2013 году – 10 % (справочно: по данным Центрального банка РФ средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях за 2012г. составила 12,3% против 11,9% в 2011г.).

8. Четвертый вопрос – высокий уровень присутствия государства в экономике. Кризис существенно увеличил влияние государства на экономику не только в России, но у нас и сейчас многие госкомпании расширяют сферу своего присутствия. Причем по опросам РСПП компании с госучастием оценивают качество деловой среды намного оптимистичнее, чем их частные «коллеги».

Мы предлагаем три радикальных решения.

Во-первых, изменить подход к формированию программы приватизации: если бизнес выразил готовность купить нестратегическое предприятие – оно идет на приватизацию.

Во-вторых, ввести прямое ограничение для госкорпораций и компаний с госучастием на учреждение и вхождение в уставный капитал дочерних организаций, если с задачей производства необходимых товаров или услуг справляются частные компании.

В-третьих, направить средства от приватизации в Фонд национального благосостояния, что позволило бы создать подушку безопасности для проводимой пенсионной реформы.

9. Пятый вопрос – формат государственного контроля. Есть общее понимание, что существующая в России система контроля и надзора неэффективна. Она создает избыточную нагрузку на бизнес, не обеспечивая требуемого уровня безопасности. Мы предлагаем переходить на декларирование соответствия, независимый технический и экологический аудит, финансовые гарантии и финансовую ответственность промпредприятий.

После долгих дискуссий на публичных площадках (особая благодарность Открытому Правительству) удалось достичь компромисса по промышленной безопасности, хотя в сфере совершенствования экологического законодательства пока продолжается дискуссия.

Главное – не повторить ошибок системы страхования ответственности владельцев опасных объектов, когда рост нагрузки оказался чрезмерно высоким. Нужно ввести правило – не фиксировать цифры «на все времена», а предусмотреть механизм ежегодного утверждения ставок как для государственных внебюджетных фондов.

10. Шестой вопрос – защищенность прав собственности. Что касается качества арбитражных судов, оно высоко оценивается компаниями - около 80 % опрошенных РСПП компаний считает эффективным обратиться для защиты своих интересов в суд, даже если речь идет об органах власти (хотя здесь оптимизма несколько меньше).

Но есть непростой вопрос, связанный с административным судопроизводством. Не должно возникать «серых зон» при определении подсудности дела и ситуаций, когда по однотипным делам в рамках двух судебных систем (арбитражной и административной) будут принимать разные решения.

У РСПП есть ряд предложений по развитию третейского судопроизводства, в частности включение третейского суда в единый государственный реестр третейских судов как условие его легитимности, закрепление права создания постоянно действующих третейских судов за общероссийскими объединениями работодателей, ТПП, биржами.

Еще одна «зона» большой обеспокоенности бизнеса – совершенствование корпоративного законодательства в условиях, когда меняется гражданское законодательство.

11. Седьмой вопрос – качество и эффективность взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти. Успешность механизма оценки регулирующего воздействия не должна восприниматься как полное решение проблем. Во-первых, не решена в полном объеме задача выстраивания диалога на наднациональном уровне. Прогресс во взаимоотношениях с Евразийской экономической комиссией есть, но не хватает формализации.

Во-вторых, даже на национальном уровне ряд проектов нормативных правовых актов проходит мимо экспертиз – это не только налоговые ставки. Например, под ОРВ не подпадают законопроекты, вносимые в Думу не через Правительство РФ, а другими субъектами законодательной инициативы.

Нужен постепенный переход к комплексной экспертизе проектов нормативных правовых актов, включая антикоррупционную экспертизу в сочетании с постепенным расширением сферы экспертизы на все вопросы, касающиеся предпринимательского сообщества. В условиях, когда законопроект «О государственном стратегическом планировании» пока не принят во втором чтении, можно было бы ввести аналогичную норму для формализованной экспертизы стратегических документов.

12. В РСПП недавно завершилась Неделя российского бизнеса. Это далеко не все темы, которые обсуждались на ее площадках.

Общий итог Недели - нестабильность на мировых рынках подкорректировала инвестпрограммы российских компаний, но дальнейшая их судьба зависит уже от действий государства.

Без создания условий для развития компаний, формирования благоприятного делового климата существующие инвестиционные планы компаний окажутся благими намерениями, а любое дуновение на мировом рынке будет болезненно отзываться на российской экономике.

Поделитесь