Тезисы выступления на XXII съезде Ассоциации российских банков
Сегодня в Москве состоялся XXII съезд Ассоциации российских банков, на котором обсуждались качество и доступность банковских услуг, новые инициативы ассоциации по консолидации банковского сообщества, повышению конкуренции на рынке.
1. Весна – традиционное время подводить итоги и определять направления работы на перспективу. Поэтому апрель - это еще и время съездов бизнес-объединений.
Сегодня съезд Ассоциации российских банков, чуть больше чем через две недели – 21 апреля – Съезд РСПП.
2. Подводя итоги года, хотелось бы дополнить тезисы Президента Российской Федерации, озвученные в Магнитогорске. В своем выступлении на Комиссии по модернизации он отметил, что условия для ведения бизнеса для многих относительно небольших компаний не улучшились, а даже скорее ухудшились.
Проблема в том, что то же самое можно сказать и о средних, и о крупных компаниях.
3. Для года, который позиционируется как «год восстановительного посткризисного роста», темпы роста экономики были значительно ниже тех, которые можно было бы ожидать, учитывая падение на 8% в 2009 году.
4. При положительном внешнеэкономическом фоне (включая самое главное - рост цен на нефть), активизации банковской системы и увеличении доступности кредитных средства, можно отметить возросший отток капитала из страны и «инвестиционную паузу» у частных компаний.
5. Хотя по итогам 2010 года более половины компаний позитивно оценивают успешность своего развития, текущее самоощущение успешности компаний колеблется в слабом плюсе, практически около нуля (Индекс деловой среды РСПП), но из-за повышения нагрузки, включая полноценный рост страховых платежей с 1 января 2011 г., личные оценки делового климата в последние месяцы оказываются в зоне отрицательных значений.
6. Во многом осторожный пессимизм является ответом на готовность органов власти выбирать самый простой путь решения проблем - повышение нагрузки на бизнес.
7. Говорить только о негативных тенденциях было бы несправедливо, по отдельным элементам делового климата наблюдалось улучшение ситуации. А перечень поручений по итогам Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики дает надежду на значительное и быстрое улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в стране.
Особенно это касается давних предложений РСПП – снизить нагрузку в части страховых платежей; не ставить формальных барьеров перед иностранными инвесторами в стратегические сектора, если они на самом деле контролируются российскими компаниями; проводить обязательную оценку бизнес-сообществом проектов нормативных правовых актов по максимально широкому кругу вопросов, распространяя эту практику на региональный и муниципальный уровень.
8. В то же время высокий уровень фискальной, административной и ценовой нагрузки (озабоченность компаний данной проблемой не снижается, что подтверждает Индекс деловой среды РСПП) делает предприятия особенно чувствительными к условиям реализации инвестиционных проектов.
Один из важнейших вызовов, стоящих перед компаниями в среднесрочной перспективе – ограниченный доступ к заемным финансовым ресурсам (по опросу РСПП уступает только недостатку трудовых ресурсов и усилению конкуренции).
Компании предполагают реализовать в этом году намного более амбициозные инвестиционные программы, чем в 2010 году. Но, все же можно говорить о сохраняющейся неустойчивости темпов инвестиционного развития.
9. Несмотря на прогнозируемые сложности с доступностью заемных финансовых средств, по итогам опроса РСПП в 2010 году из всех видов инфраструктуры наивысшую оценку бизнес-сообщества получила банковская сфера, что подтверждается и данными ежемесячного Индекса деловой среды РСПП.
10. РСПП активно участвует в обсуждении существующих проблем и перспектив развития банковского сектора и отстаивании интересов банковского бизнеса в органах власти.
Используется площадка Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, на которой представлены все банковские ассоциации. Часть предложений вырабатывается в рабочем порядке, особенно когда требуется оперативная реакция, например перед заседаниями комиссии правительства по законопроектной деятельности.
11. В конце 2010 и начале 2011 года велось активное обсуждение Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Ее появление, безусловно, приветствуется не только банковским, но и нефинансовым предпринимательским сообществом. Хотя при обсуждении оценки проекта со стороны РСПП были жесткие.
Ряд предложений и замечаний банковского сообщества в итоговом документе учтены. Теперь, главное, чтобы все про Стратегию не забыли, как было ранее с двумя предыдущими документами. Необходима, во-первых, система мониторинга ее реализации, во-вторых, учет ее при формировании других планов и стратегий развития экономики страны.
12. Банковский сектор изменился за последние 10 лет. Активы банковской системы возросли с 37% ВВП в 2000 году до 72,4% на начало 2011 года, кредиты нефинансовому сектору за десятилетие увеличились с 18 до 40% ВВП.
Но в ближайшей перспективе банковский сектор столкнется со сложной внешней средой и внутренними структурными проблемами.
На деятельность банков и других финансовых посредников влияют нерешенная проблема инфляции, исчерпание источников роста через внешнюю задолженность, повышение риска ликвидности из-за волатильности цены на нефть, сохраняющаяся высокая доля просроченной задолженности на балансах банков.
При этом кризис 2008-09 гг. не привел к решению структурных проблем финансового сектора. Российский банковский сектор по-прежнему сталкивается с дефицитом долгосрочных ресурсов, слабой конкуренцией, доминированием государства на банковском рынке.
В достаточно сложных условиях банки будут переходить к новым стандартам регулирования, связанным с «Базелем III».
13. В такие периоды увеличивается роль профильных бизнес-объединений. И здесь нельзя не вспомнить о письме «пяти госбанков».
Действительно настало время для нахождения реальных инструментов и рычагов консолидации усилий банковского сообщества. Прежде всего, в направлении законодательных инициатив, совершенствовании нормативной базы банковской деятельности.
РСПП как ведущее бизнес-объединение страны, в которое входят все банковские ассоциации, а также акционеры и собственники банков, готов оказать поддержку в этом вопросе. В принципе, в том числе и для этих целей была создана в РСПП Комиссия по банкам и банковской деятельности, которая в нынешних условиях могла бы проявить себя более активно в реализации этих задач.
Предложения по организационному объединению вносились не единожды и безрезультативно. Все упирается в историю вопроса, традиции. По сути, 20-летния история функционирования двух национальных банковских объединений – данность сегодняшнего дня, и с этим нельзя не считаться. Но, в то же время, без повышения эффективности работы ассоциаций, усиления их лоббистского ресурса решить сложные задачи, стоящие перед банковским сообществом, невозможно.
14. В заключение хотел бы пожелать Ассоциации российских банков успешного развития, плодотворной дискуссии и выполнения запроса экономики – больше длинных и дешевых кредитов.