Тезисы выступления на XXXII Общем собрании Ассоциации «Россия» 26 мая 2017 года
Тезисы выступления на XXXII Общем собрании Ассоциации «Россия» 26 мая 2017 года
Проблемы
Положение в российском банковском секторе остается неустойчивым, особенно среди банков, обслуживающих потребности региональной экономики. Наибольшую тревогу вызывают:
- все большая концентрация банковского бизнеса в государственном секторе;
- слишком медленное решение проблемы накопленных банками неработающих кредитов, что подрывает их возможности расширить кредитование;
Решать проблему плохих долгов за счет реструктуризации ранее выданных кредитов, это путь в никуда. То, что «прошло» в 2016 г., уже не пройдет в 2017 г. Поэтому в текущем году банки, скорее всего, будут вынуждены досоздавать резервы на возможные потери по ссудам, что приведет к росту стоимости риска.
- волатильность номинального обменного курса рубля и непредсказуемость его динамики. Это не позволяет российским предприятиям осуществлять планирование хозяйственной деятельности.
Идут жарки споры – одни доказывают, что ЦБ должен укрепить рубль, другие – ослабить и при этом ссылаются на экспортеров. Бизнесу нужен ни слабый, ни крепкий рубль - нужен стабильный, прогнозируемый. Это отвечает интересам и общества.
О направлениях развития финансовых инноваций и регуляторной поддержке
Последние годы отмечены значимой динамикой в сфере финансовых технологий. В числе наиболее значимых технологических решений следует упомянуть использование облачного программного обеспечения; разнообразные мобильные устройства и приложения; источники «больших данных»: социальные сети, данные мобильных устройств и другие; аналитические инструменты: машинное обучение, распознавание голоса, видео; развитие интернета вещей и технологий распределенных реестров.
Наиболее активно такие преобразования происходят в секторах потребительского банковского обслуживания и платежей, за которыми следуют страхование и управление активами.
Развитие технологий, а также повышение уровня готовности общества и бизнес-среды воспринимать эти технологии, будет оказывать существенное влияние на функционирование и развитие финансового сектора в ближайшие годы.
Российский бизнес уже начал интеграцию в мировое финансовое пространство, меняющееся под воздействием развития финансовых технологий. Но внедрение инноваций в финансовой индустрии зачастую упирается в ограничения законодательства.
Но действовать надо осторожно.
Возможным решением могло бы стать установление законодательной возможности проведения «финансового эксперимента»: правового режима, при котором определенный субъект рынка (участник финансового эксперимента) вправе отступать от действия ограничительных норм законодательства. Право принятия решения о проведение финансового эксперимента могло бы быть предоставлено специально созданному Межведомственному координационному Комитету, в состав которого вошли бы представителей органов государственной власти и управления (в том числе Банка России, Минфина России, Росфинмониторинга) и ассоциаций участников финансового рынка.
По результатам финансового эксперимента можно было бы сформулировать предложения по изменению законодательства и подзаконного регулирования с целью внедрения соответствующих инновационных форм, форматов и способов предоставления финансовых услуг на постоянной основе.
Данное предложение находится в общемировом регуляторном тренде, в настоящее время так называемые «регуляторные песочницы» уже реализуются, в частности, в Великобритании, Сингапуре, ОАЭ и Австралии. Ассоциация в этом ключевом направлении должна занять свое ведущее место.
О развитии системы профессиональных квалификаций на финансовом рынке
Все опросы работодателей последних лет говорят о проблеме квалификации кадров, низкой компетентности на всех уровнях и в отраслях.
1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон №238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», которым предусматривается проведение НОК в целях оценки качества специалистов всех профилей и специальностей в соответствии с требованиями работодателя.
СПКФР во взаимодействии с профессиональными участниками и работодателями уже разработал более 35 профессиональных стандартов в банковском деле, фондовом, страховом, платежном, лизинговом, пенсионном и других рынках. На этот год запланирована разработка ещё 15 профстандартов.
Кстати с Банком России мы находим общее понимание в этом вопросе, идут последние согласования и выходим на подписание соответствующего соглашения.
Конечно, о массовом применении российскими компаниями и банками проф. стандартов говорить пока рано.
Тем не менее, уже сейчас в созданных по стране ЦОКах проходит экзаменационная аттестация специалистов в области бухгалтерского учета, оценочной деятельности, внутреннего контроля и аудита.
Есть договоренность с собственниками Банка Кубань Кредит (Краснодар) и СКБ-Банк (Екатеринбург) о проведении в тестовом режиме аттестации специалистов в соответствии с утвержденными новыми профессиональными стандартами.
Полномасштабно идет работа с ВУЗами страны по проведению ПОА программ подготовки специалистов финансового рынка. Эта работа проводится в Финансовом университете, РАНХ и ГС, Санкт-Петербургском гос. экономическом университете, Уральском Федеральном государственном университете и других. Проводится экспертиза ФГОС проф. образования. В Справочнике новых профессий за 2016 год внесено 30 востребованных профессий финансового рынка.
ЕАЭС – интеграция финансовых рынков
В соответствии с Договором о ЕАЭС Стороны взяли на себя обязательство к 2025 году сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, а также в сфере обращения ценных бумаг.
Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение свободы движения капитала и денежных средств финансового рынка в государствах-участниках.
В документе определен перечень валютных операций резидентов государств ЕАЭС, к которым страны Союза не будут применять валютные ограничения. В частности, это касается:
- расчетов между резидентами ЕАЭС за поставку товаров и услуг и приобретение недвижимости;
- биржевых операций с ценными бумагами;
- предоставления и возврата банковских кредитов и займов;
- денежных переводов физических лиц внутри таможенной территории Союза.
Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях любого из государств-членов ЕАЭС.
Общий финансовый рынок призван соответствовать следующим критериям:
- гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;
- взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена на территориях других государств-членов;
- осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;
- административное сотрудничество между уполномоченными органами.
Государства-члены Союза договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в городе Алматы в 2025 году после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.
РСПП, Ассоциация «Россия» и международные структуры образованные по ее инициативе МБС СНГ и ЦВЕ, ФБА ЕАЭС активно участвуют в совместной работе с Евразийской экономической комиссией по всему спектру интеграционного направления, а также по анализу возможностей и путей увеличения расчётов на рынке ЕАЭС в национальных валютах.