Тезисы выступления на Заседании консультативного совета по взаимодействию ЕЭК с Белорусско-Российско-Казахстанским бизнес-диалогом
Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе стало новым шагом в углублении интеграции на постсоветском пространстве. Появился ряд новаций в части регулирования на наднациональном уровне инвестиционных процессов, трудовой миграции и других важных для бизнеса вопросов. Например, социальное страхование трудящихся государств-членов (кроме пенсионного) будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе стало новым шагом в углублении интеграции на постсоветском пространстве. Появился ряд новаций в части регулирования на наднациональном уровне инвестиционных процессов, трудовой миграции и других важных для бизнеса вопросов. Например, социальное страхование трудящихся государств-членов (кроме пенсионного) будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Многие предложения РСПП по проекту Договора были учтены. Теперь необходимо обеспечить применение Договора на практике, что требует принятия достаточно большого количества документов в его «развитие».
Необходимо согласовать порядок подготовки «подзаконных» актов, регламентов и решений, направленных на реализацию Договора, предусмотрев участие в этой работе представителей Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-диалога.
В частности, по инициативе РСПП появилось обязательство проводить оценку регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности. При подготовке с участием предпринимательского сообщества Регламента, фиксирующего порядок проведения процедуры ОРВ, необходимо ориентироваться на лучшую практику в странах-членах Союза, в частности, на приоритет институциональных участников процедуры – ведущих бизнес-объединений.
Учитывая расширяющуюся сферу наднационального регулирования, стоит подумать о корректировке направлений деятельности Консультативного совета исходя из структуры Договора. Например, отдельный раздел посвящен функционированию общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в рамках Союза. Надо ли выделять это направление или можно рассматривать возникающие вопросы в рамках уже существующих?
В даже в раздел «Техническое регулирование», которое является одним из лидеров по передаче полномочий на наднациональный уровень, включены ранее не урегулированные вопросы - проведение согласованной политики в области обеспечения единства измерений и признания результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия.
Как показывает практика, недостаточно принять единые требования к продукции – не менее важен процесс внедрения и реализации принятых технических регламентов. Такая работа организована в том числе на площадке Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы, возникающие у бизнеса, по реализации новых требований техрегламентов Таможенного союза.
Для повышения информированности предпринимательского сообщества и получения дополнительной «обратной связи» проводится большое количество семинаров и конференций с активным участием представителей Евразийской экономической комиссии.
Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти при поступлении обращений субъектов предпринимательской деятельности иногда дают собственные разъяснения, не скоординированные с мнением Комиссии. В этих условиях назрела необходимость разработки подробных руководств, разъясняющие порядок применения технических регламентов.
Такая практика существует в Евросоюзе, где к каждой директиве разрабатываются подробные руководства (guides). Представляется целесообразным организовать разработку официальных разъяснений к техническим регламентам Таможенного союза, Комитет РСПП и компании готовы подключиться к этой работе.
Не менее важным остаются вопросы контроля и надзора за выполнением требований регламентов, а также наличия на рынке и свободная продажа фальшивых сертификатов и сертификатов, выданных с нарушением установленных процедур.
В рамках нашей предстоящей дискуссии о техническом регулировании хотел бы сказать несколько слов о проекте «Технического регламента на табачную продукцию». Как и большинство из вас, считаю, что курение – вред. Но бороться с ним нужно грамотно, не повторяя исторических ошибок и чрезмерных запретов.
В заключение мне же хотелось бы выразить уверенность в том, что совместными усилиями Евразийской экономической комиссии и экспертного сообщества наших стран мы сформируем стройную систему технического регулирования, в которой интересы государства, промышленности и гражданина, как основного потребителя продукции, не вступали бы в противоречие, а гармонично дополняли друг друга.