Тезисы выступления на заседании Правительства по вопросу о совершенствовании системы саморегулирования в РФ

29 января 2015 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

Обсуждение Концепции на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ и Совета РСПП по развитию саморегулирования показало, что деловое сообщество продолжает рассматривать развитие саморегулирования в качестве важнейшего направления снижения административной нагрузки на бизнес.

Обсуждение Концепции на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ и Совета РСПП по развитию саморегулирования показало, что деловое сообщество продолжает рассматривать развитие саморегулирования в качестве важнейшего направления снижения административной нагрузки на бизнес.

К сожалению, темпы развития саморегулирования, по нашему мнению, недостаточны и причины этого не только в несовершенстве законодательства, но и в нежелании отдельных органов власти предавать свои функции на уровень саморегулирования.

В рассматриваемой Концепции в целом правильно отмечены проблемы саморегулирования: низкая универсальность базового закона о саморегулировании, отсутствие регулирования национальных объединений СРО, слабое развитие стандартизации в системе СРО и др.

Безусловно, основным направлением работы на ближайшее время должно стать законодательное закрепление общегосударственной модели СРО и исключение необоснованных отраслевых требований к СРО. Заслуживает также поддержки предусмотренная Концепцией трехуровневая модель саморегулирования. При корректировке базового закона необходимо четко разграничить полномочия государственных органов, СРО и их национальных объединений. Отдельно надо обсудить возможность функционирования единственного СРО в отрасли и передачи ему функций национального объединения.

Возложение на СРО контрольных функций при реализации Концепции не должно сопровождаться сохранением аналогичных функций государственных органов, в том числе в форме административных разбирательств в соответствии с КоАП РФ.

Заслуживает поддержки направленность Концепции на развитие добровольного саморегулирования. В Концепции правильно подчеркнуто, что существующие сегодня отраслевые бизнес-объединения не заинтересованы становиться СРО, принимая на себя дополнительную ответственность перед потребителями. Причина этого не только в слабом развитии «репутационных механизмов» и «инертности общественного сознания», как указано в Концепции, а, прежде всего, в отсутствии установленных законом стимулов для предпринимателей к объединению в СРО. Предлагаем в Концепции более четко закрепить такие стимулы (например, наделение процессуальными правами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, передача добровольным СРО функций государственного контроля).

Требует дополнительной проработки в Концепции порядок и критерии передачи государственных функций СРО. Такая передача не должна осуществляться руководителем государственного органа по своему усмотрению. Это может повлечь риски монополизации саморегулирования «близкими к руководителю ведомства» СРО и фактического управления ими со стороны государства.

Многие отмеченные в Концепции недостатки саморегулирования связаны с проблемами саморегулирования в конкретных отраслях (например, заниженные требования к количеству членов СРО приводят к функционированию СРО, неспособных обеспечить высокий уровень реализации своих функций, низкие требования к размеру компенсационного фонда приводят к отсутствию заинтересованности привлекать СРО к субсидиарной ответственности). В этой связи важно одновременно с подготовкой поправок в базовый закон проанализировать эффективность установленных требований к саморегулированию в конкретных отраслях и подготовить изменения в отраслевые законы. Принимая во внимание то, что реализация Концепции затронет различные сферы экономической деятельности и компетенцию многих государственных органов необходимо особое внимание обратить на механизм обеспечения единства требований к СРО. Вряд ли сейчас уместно ставить вопрос о специальной службе по развитию саморегулирования, но координацию этой работы необходимо повысить. Предлагаем рассмотреть вопрос о разработке «дорожной карты», в которой зафиксировать условия и сроки передачи СРО функций государственных органов в различных отраслях.

При обсуждении Концепции в Экспертном совете при Правительстве РФ некоторые позиции, как то, «не надо нас трогать и так все хорошо», «мы сами разберемся со своим ведомством» или «зачем нам механизмы материальной ответственности перед потребителем, они все равно не работают» при подготовке настоящего доклада не были приняты во внимание, как не соответствующие поручению Президента РФ.

В подавляющем большинстве экспертное сообщество предлагает одобрить Концепцию с учетом высказанных предложений. Кроме того, у нас есть ряд замечаний и предложений по тексту Концепции, которые мы готовы представить в Минэкономразвития России в рамках исполнения пункта 3 протокольного решения по этому вопросу.

Поделитесь