Три вопроса, без решения которых на федеральном уровне аграрный сектор ждет кризис

6 сентября 2013 00:00
Романов Андрей Владимирович
Романов Андрей Владимирович
Член Совета директоров компании «ОВА»

 

В мае этого года был опубликован национальный доклад об итогах реализации госпрограммы по развитию сельского хозяйства страны. К сожалению, по многим показателями программа не вышла на те сырьевые показатели, которые были в ней заложены.
 

В мае этого года был опубликован национальный доклад об итогах реализации госпрограммы по развитию сельского хозяйства страны. К сожалению, по многим показателями программа не вышла на те сырьевые показатели, которые были в ней заложены.

Более того, в докладе были представлены цифры, которые показали, что совокупный уровень рентабельности, включая субсидии, составил в аграрном секторе 14,6%. При этом удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций по итогам 2012 года остается высоким – 20,3%. Уровень сельхозпроизводства по сравнению с 2011 г. снизился на 15%.

И все это происходило на фоне вступления России в ВТО. Когда было начато обсуждение вступления, у аграриев сразу сложилось четкое представление, что их конкурентные условия ужесточатся, и это может стать причиной отката назад. Но правительство заверяло, что, понимая это, пойдет на увеличение поддержки отрасли.

К сожалению, по факту эта поддержка не только не увеличилась, но даже снизилась. Объем государственного финансирования сельскохозяйственного производства в 2012 году уменьшился по сравнению с предыдущими годами!

С 2013 года начала действовать новая госпрограмма поддержки АПК, но при этом ясности с приоритетами и объемами финансирования нет. Мы впервые вошли в новый 2013 год с задолженностью по субсидиям! Это касается, в первую очередь, задолженности федерального бюджета. И, конечно, в данный момент мы не понимаем, как и куда идти дальше.

Если будет установка на продолжение развития отрасли, то нужно решать вопрос ее технической модернизации – и животноводства, и растениеводства, и переработки продукции, и логистики. Но прошли уже 8 месяцев 2013 года, а в Министерстве сельского хозяйства России еще не сформирована комиссия по отбору новых инвестиционных проектов. Это означает, что на сегодня никакие новые проекты не поддерживаются, средства не выделяются, а глобально это означает наступление стагнации в аграрной сфере.

Сейчас отрасль держится на плаву по инерции за счет проектов, которые были реализованы в прошлые годы. Мы еще наращиваем объемы производства по отдельным направлениям, но в целом картина безрадостная.

Замечу, что обязательства по развитию сельского хозяйства, которые брала на себя региональная власть, она выполнила. Однако эти обязательства ни по масштабам, ни по уровню влияния на аграрный сектор несравнимы с федеральными. И речь идет в основном о проблемах, решение которых полностью в компетенции власти федеральной.
Вопрос стоит ребром. Если до конца 2013 года федеральная власть обеспечит в полном объеме обещанное финансирование АПК в соответствии с принятой госпрограммой, то это позволит сельхозпроизводителям расширять производство и запускать новые программы. Если нет, то уже к концу этого года отрасль ждет начало глубокого кризиса. В том числе, и в сельском хозяйстве региона.

Для обсуждения этих наболевших вопросов мы собирались 25 июня на расширенное засе-дание СПП, пригласив на него не только бизнесменов и руководителей предприятий АПК, но и заместителя полпреда президента по СЗФО Станислава Воскресенского, и заместителя министра сельского хозяйства области Михаила Хованского. Разговор был откровенный и конструктивный.

Мы надеемся, что нас услышали. Однако говорить, что в настоящее время приняты какие-то решения, которые гарантируют уверенность в завтрашнем дне, нельзя.
Сейчас идет процесс решения вопросов о дополнительном финансировании, об устранении того дефицита средств федеральной господдержки, который сформировался на сегодняшний день. Если вопрос дефицита средств не будет решен, то у многих сельхозпроизводителей, которые под эти средства брали кредиты, к концу года будут крупные проблемы с банками. Это один из аспектов большого блока проблем АПК, который мы обсуждали.

Следующий аспект касался того, насколько мы конкурентоспособны на рынках не только России, но и окружающего нас Евросоюза.

Наша продукция не всегда оказывается конкурентоспособной по сравнению с европейской. Причина проста. В странах Евросоюза существует колоссальная поддержка сельхозпроизводителей со стороны национальных правительств и всего ЕС. Иногда эта поддержка косвенная, но даже в этом случае механизмы поддержки сказываются на росте конкурентоспособности продукции. В России такого уровня поддержки нет даже близко.

Однако у сельхозпроизводителей Калининградской области есть все предпосылки, чтобы их продукция на равных конкурировала с продукцией производителей из других российских регионов и европейских стран. Ведь большинство предприятий региона уже имеют технологии, организацию и уровень производства, соответствующие и европейским, и мировым нормам.

Конечно, решение вопроса повышения конкурентоспособности аграрного производства – процесс длительный, не одного дня. И его нельзя решить без главного условия – без достаточной государственной поддержки.

Не нужно при этом рассматривать сельхозпроизводителей, как людей, которые просто хотят денег. Нет, они лишь просят создать условия господдержки, подобные условиям стран ЕС. Создать реальное равенство конкуренции. И тогда наша продукция будет успешно соперничать на рынках с европейской.

Ну и третий глобальный вопрос, который рассматривался на расширенном заседании СПП, - это вопрос земельный.

К сожалению, в нашем регионе много земель, которые не используются по назначению, хотя существует программа ввода новых земель в оборот и есть положительная динамика. Даже есть прецеденты, когда латифундисты (хозяева земельных наделов), имеющие землю, но не имеющие возможности ее обрабатывать, сдают свои участки в аренду или субаренду. Но все равно, слишком многие участки неиспользуемых земель зарастают травой, кустарником и деревьями. И их уже невозможно вернуть в оборот без серьезных затрат.

Известно, что в Калининградской области 90% земель мелиорированы. И ввод новых земель практически всегда сопровождается восстановлением мелиорации. Чтобы перело-жить 1 га дренажной системы, необходимо потратить 300 тыс. рублей. То есть, примерно 10 тыс. долларов на гектар. При том, что прибыль с этого 1 га земли в лучшем случае составит 5-6 тысяч рублей. Это заведомо сверхубыточное занятие, которое разорит любого сельхозпроизводителя.

Областной бюджет таких огромных расходов на ввод земель в оборот компенсировать собственникам не в состоянии. Поэтому региональной программы недостаточно, такие вопросы также не решить без мощной федеральной господдержки.

Именно федеральный, а не областной вектор решения наших задач, диктует активное привлечение к этому процессу С. Воскресенского как федерального чиновника высокого ранга. Бизнес-сообщество считает, что у него есть реальные возможности помочь нашему сельскому хозяйству не только избежать кризиса, но и получить серьезные стимулы к развитию. И наша встреча позволит ускорить решение многих проблем. Они, безусловно, возникли не сегодня, но решать их нужно именно сейчас. Потом будет поздно.

Поделитесь