Минфин и ФНС проводят анализ рисков от реализации международной реформы налогообложения корпораций
Минфин и ФНС проводят анализ рисков от реализации международной реформы налогообложения корпораций, сообщил замминистра Алексей Сазанов. Власти хотят, чтобы дополнительный налог на прибыль не доставался другим юрисдикциям.
Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно проводят анализ рисков от реализации международной налоговой реформы для бюджета страны и компаний, сообщил статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов. В сентябре планируется обсудить полученные результаты с привлечением к дискуссии бизнеса, рассказал он (тезисы Сазанова с мероприятия компании Б1 опубликовал 4 сентября Минфин).
«Этот анализ должен показать необходимость корректировки российского налогового законодательства и дополнительного налогообложения прибыли холдингов, в том числе по правилам IIR, чтобы не отдавать дополнительный налог другим юрисдикциям», — говорится в сообщении со ссылкой на замминистра.
Правила глобального минимального налога
IIR — это «правило включения в доход» (Income Inclusion Rule), входящее в так называемый второй компонент налоговой реформы ОЭСР/G20 (Pillar 2). Если материнская компания в структуре международной группы компаний (МГК) зарегистрирована в «стране А», а ее дочерняя компания — в «стране Б» и эффективная ставка налогообложения дочерней компании составляет менее 15% («глобальный минимальный налог»), то налог, составляющий разницу между эффективной ставкой и этой минимальной ставкой 15%, с налогооблагаемой прибыли такой дочерней структуры доплачивает головная компания группы в бюджет государства, в котором она зарегистрирована («страна А»). Налоговой базой для целей Pillar 2 является прибыль по финансовой отчетности.
Таким образом, Pillar 2 подразумевает, что международные группы с холдинговой компанией в России будут доплачивать налог в российский бюджет, если в какой-то из стран присутствия их прибыль облагается по ставке менее 15%.
В то же время если холдинговая компания МГК зарегистрирована в России и российская прибыль этой МГК эффективно облагается по ставке ниже 15%, то другие юрисдикции присутствия группы смогут добрать недоплаченный в России налог.
Налоговики начнут обмениваться данными с Новой Гвинеей вместо Евросоюза Речь в тезисах Минфина идет о соотнесении национального российского законодательства с требованиями правил Pillar 2, в том числе об уплате минимального налога глобальными мультинациональными корпорациями с выручкой по консолидированной отчетности свыше €750 млн, говорит партнер налоговой практики «МЭФ Legal» Анна Зеленская. «Это комплексная международная инициатива под руководством ОЭСР, которая нацелена на борьбу с уклонением от налогов транснациональными гигантами и на подсчет эффективной налоговой ставки не по отдельным юрлицам в разных странах, а по группе в целом», — поясняет она.
Правила Pillar 2 уже постепенно вводятся некоторыми странами и могут повлиять как на крупные компании, которые работают в этих странах, так и на российские группы, которые имеют там холдинги, указывает Зеленская. По данным Grant Thornton, 138 стран согласились ввести правила Pillar 2 в свое национальное законодательство.
В России не введено законодательство Pillar 2, при этом из «Основных направлений налоговой политики на 2024–2026 годы» Минфина следует, что будет проведена оценка необходимости введения Pillar 2, говорит партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Анна Воронкова.
«Насколько можно судить, Минфин и ФНС оценивают потенциальное влияние Pillar 2 на российский бизнес», - поясняет Зеленская. В 2021 году в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) предупреждали, что на тот момент (до санкций) глобальная реформа должна была затронуть большинство крупных российских корпораций. Комитет РСПП по налоговым рискам анализировал в том числе возможность отказа России от участия в реформе, но пришел к выводу, что это будет бессмысленно. «Независимо от участия в глобальной реформе российские группы все равно попадут под ее действие в других странах своего присутствия (в том числе на уровне зарубежных холдингов). Таким образом, РФ не сможет защитить интересы российского бизнеса, если откажется от участия в реформе», — говорилось в проекте позиции Комитета по налоговой политике РСПП.
Подробнее на РБК.