Выступление на встрече экспертов «Открытого правительства» с Д.А.Медведевым
16 октября 2012 года Д.А.Пумпянский принял участие в совещании членов Экспертного совета «Открытое правительство» с Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым на Московском электрозаводе для обсуждения предложений разработанных Ростехнадзором совместно с Экспертным советом Правительства РФ и предпринимательским сообществом по усовершенствованию законодательства в области промышленной безопасности.
16 октября 2012 года Д.А.Пумпянский принял участие в совещании членов Экспертного совета «Открытое правительство» с Премьер-министром РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым на Московском электрозаводе для обсуждения предложений разработанных Ростехнадзором совместно с Экспертным советом Правительства РФ и предпринимательским сообществом по усовершенствованию законодательства в области промышленной безопасности.
Д.А.Пумпянский (председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания»): Пумпянский, Трубная металлургическая компания. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Не могу не удержаться, хоть это и будет уже многократное повторение, но всё-таки хочу сказать, что эффективность работы «Открытого правительства» и экспертного совета, безусловно, доказана рассмотрением сегодняшнего вопроса. За три месяца найти консенсус в многолетнем вопросе между Ростехнадзором, Правительством и ведущими бизнес-объединениями страны – это действительно прорыв. Для сравнения, в техническом регулировании такой вопрос мы обсуждали более пяти лет на самом деле.
Следующее. Безусловно, согласен с тем, что введение в действие закона принесёт немедленный эффект для промышленных предприятий, оптимизации издержек и уменьшения административного давления на бизнес, однако, конечно, не надо забывать, что это всего лишь верхушка айсберга и предстоит огромная работа, для того чтобы на самом деле внедрить в повседневную практику все перечисленные замечательные инновации – и рискоориентированный подход, и уведомительную процедуру декларирования, и исключение проведения экспертиз при капитальных ремонтах, и оптимизацию страхования опасных производственных объектов. Здесь, кстати, в страховании ещё не во всём мы разобрались. Предстоит дополнительная серьёзная работа, и, видимо, дополнительные нормативные документы придётся разрабатывать. Но что на самом деле необходимо сделать, на наш взгляд, скорейшим образом – нужно обновить весь шлейф нормативно-правовых документов в области промышленной безопасности и смежных областях, а это более 600 отраслевых правил безопасности, ещё доставшихся нам со времён Госгортехнадзора и Ростехнадзора современного, более 800 стандартов по обеспечению безопасности труда, а также значительное число нормативных документов по промышленной экологии. Поэтому, конечно, актуальным представляется скорейшая разработка программы по созданию ФНП – федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, которые установят современные требования и позволят отменить устаревшие документы. Об этом уже говорил и Николай Георгиевич (Н.Г.Кутьин). Отрадно, что такое понимание есть. Мы как представители ведущих бизнес-объединений страны готовы скорейшим образом включиться в этот процесс и просим, Дмитрий Анатольевич, предусмотреть соответствующее финансирование этой работы, потому что эта работа действительно ёмкая и требует привлечения большого количества специалистов.
Д.А.Медведев: Это какой работы конкретно?
Д.А.Пумпянский: Обновления устаревших стандартов…
Д.А.Медведев: Нормативного массива устаревшего? Документов?
Д.А.Пумпянский: Всего нормативного массива создания доказательной базы нового федерального законодательства.
Д.А.Медведев: А у ведомства этих денег нет, я имею в виду наш надзор? Хорошо, я подумаю об этом, хотя всякий раз, когда мне предлагают найти деньги на обновление нормативных актов, я тогда всё-таки задаю вопрос: «У нас ведомство вообще-то за что деньги получает?» Это вообще-то работа конкретных министерств, ведомств, Правительства в конце концов. А так у меня и вице-премьеры будут требовать деньги на написание нормативной базы. Я, кстати, не против того, чтобы давать экспертам деньги. Это нормально абсолютно, потому что бесплатно никто не работает. Если это что-то принципиально новое, это колоссальный объём, но тогда можно об этом подумать. Ладно, услышал.
Д.А.Пумпянский:Выступление на встрече экспертов «Открытого правительства» с Премьер-министром РФ И последнее, о чём хотелось бы сказать. Если эта работа будет одобрена, то предстоит действительно огромная работа по стандартизации в промышленной безопасности и охране труда. И этот массив теснейшим образом пересекается с общей задачей обновления, актуализации, гармонизации, с европейскими требованиями всей базы технических стандартов, которых у нас в стране более 20 тыс. Уже много лет обсуждается целесообразность принятия федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Вы во вступительном слове упомянули об актуализации национальной концепции стандартизации. Нам нужен закон, который устанавливал бы цель и роль и задачи различных стандартов и нормативных документов, регулирующих промышленность в целом, а также порядок их применения в стране. В большинстве стран мира, в том числе в США, странах Евросоюза, Китае, Израиле стандарты изначально создаются как документы добровольного применения, что, собственно, и у нас в стране таким же образом обстоит. Однако у них существует законодательный механизм, который позволяет ряд стандартов делать обязательными в части вопросов безопасности. У нас это вопрос дискуссий на сегодняшний день. В этой связи мы предлагаем вынести также на площадку «Открытого правительства» вопрос обсуждения законопроекта «О стандартизации в Российской Федерации» и, если будет одобрено, соответствующие предложения внести в проект протокольного решения. Готовы со стороны РСПП первый драфт внести уже к концу этого года. И если принимать по аналогии финансирование стандартизации, то в развитых странах стандартизация осуществляется в основном за счёт средств предприятий, а в нашей стране исторически стандартизация, изменение стандартов финансировались государством. Сейчас, последние несколько лет работы привели к тому, что 50 на 50: изменение стандартов финансируется и за счёт Росстандарта, и за счёт средств самих промышленных предприятий, что приводит к существенному ускорению обновления всей базы российских стандартов. Может быть, этот механизм можно и рассмотреть при создании федеральных норм и правил в промбезопасности.
И последнее. Николай Георгиевич (Н.Г.Кутьин) сказал о возможном ускорении введения в действие изменений и актуализации федерального закона «О промышленной безопасности». Может быть, тогда можно также и рассмотреть ускорение перерегистрации особо опасных производственных объектов. Она предусмотрена в проекте протокольного решения к 1 января 2015 года. Может быть, тоже можно завершить эту работу 1 января 2014 года. Спасибо за внимание.