Зачем организациям вступать в отраслевые объединения работодателей
В беседах с руководителями отдельных предприятий в ответ на предложение о вхождении в отраслевое объединение работодателей часто приходится слышать вопрос: «Зачем?».
В беседах с руководителями отдельных предприятий в ответ на предложение о вхождении в отраслевое объединение работодателей часто приходится слышать вопрос: «Зачем?».
Несомненно, этот вопрос вызван и обусловлен несколькими обстоятельствами.
Во-первых, многие, особенно крупные, предприятия являются членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Но сокращение «РСПП» присутствует и в названии «Общероссийское объединение работодателей «РСПП» (OOP «РСПП»), которое является самостоятельной организацией и выполняет функции Координатора стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых и социальных отношений.
Во-вторых, многие предприятия являются членами отраслевых союзов и иных объединений, которые до 1 ноября 2007 года имели право подписывать отраслевые тарифные соглашения. (Например Союз нефтегазопромышленников России (Союз НГП РФ). Подобная практика, в исключительных случаях, в связи с отсутствием объединений работодателей в отраслях, по согласованию с Федеральным агентством по труду и занятости сохраняется до настоящего времени.
В связи с этим руководители предприятий, являющихся членами этих организаций, на предложение о создании Объединения отвечают: «А зачем? Наше предприятие является участником... (и этой, и той и другой организаций)..., платим им членские взносы, пусть они и решают наши социальные проблемы...»
В-третьих, в подразделениях по работе с кадрами, особенно в крупных предприятиях, имеются специалисты, работающие в области социального партнерства, имеются соответствующие подразделения в дочерних компаниях вертикально интегрированных компаний (ВИК), которые готовят коллективные договоры или генеральные коллективные договоры для подписания руководителями ВИК и председателями объединенных профсоюзных организаций.
И, если им на рассмотрение попадает вопрос о вступлении организации в отраслевое объединение, они видят в этом появление над ними «вышестоящей, довлеющей» организации, «...без которой они до этого справлялись, справятся и дальше, без вступления в объединение работодателей...»
В четвертых, специфика подготовки и общего мировоззрения сегодняшних руководителей, вопросы социального партнерства и его развития связывает исключительно с работой кадровых аппаратов, заявляя, что «...Нет у нас никакой социальной политики!...У нас за забором очередь на работу... Какая социальная политика?..».
Ответ на вопрос «Зачем?» необходимо начать с пояснений по этим четырем положениям.
Первое: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), как объединение промышленно-производственной инициативы, не имеет общих задач с Общероссийским объединением Работодателей «РСПП», являющимся Координатором объединений работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых и социальных отношений. Последнее ведет большую и многостороннюю работу по согласованию социально трудовых вопросов на общегосударственном уровне и учитывает предложения объединений работодателей, когда формируется Генеральное соглашение между Правительством, Профсоюзами и Работодателями. При добросовестном и профессиональном отношении к подготовке этих документов OOP «РСПП» не имеет возможности учесть особенности производственных отношений на конкретных предприятиях, т.к. они могут отличаться от иных отраслевых предприятий той же специализации. OOP «РСПП» защищает интересы работодателей на общегосударственном уровне, но не на межотраслевом, отраслевом или локальном производственном уровне. На низших уровнях эти функции выполняют межотраслевые, отраслевые и иные объединения, которые призваны собрать, обобщить и представить пожелания своих участников для включения в Генеральное соглашение.
Второе: истекшие и истекающие отраслевые соглашения, подписанные ранее отраслевыми союзами и ассоциациями, не могут быть пролонгированы без участия объединений работодателей. Их отсутствие в отрасли заставляет отраслевое объединение профсоюзов искать партнера из числа действующих объединений работодателей, кто мог бы с ними подготовить и заключить отраслевое тарифное соглашение. (Например, так было у Росхимпрофсоюза, у профсоюза работников электронной промышленности и др.). При этом не всегда находится объединение, владеющее в достаточной мере информацией о комплексе проблем, решение которых необходимо для этой отрасли. Например: большую работу ведет Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России» (Президент С.В. Чемизов). Видимо в этой связи кроме Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу РФ им подписаны отраслевые соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ, по авиационной промышленности РФ, а так же по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации.
Третье: несомненно, отдельные подразделения кадровых служб производственных предприятий решают отдельные вопросы построения и социального партнерства на предприятии и развития его элементов. Но в рамках предприятия эти вопросы решаются скорее в отделах экономики труда, а при выходе предприятия на отраслевой уровень социального партнерства большинство вопросов выходит на уровень заместителей руководителя по экономике. Например, в 2011 году в результате больших усилий, в том числе и объединений работодателей, размер страховых отчислений в социальные фонды был снижен с 34 до 30% от фонда оплаты труда. Это привело к экономии расходов на оплату труда в нефтегазовой отрасли до 24 000 рублей на одного работающего. Увидели ли это работники кадровых аппаратов? Конечно, нет. А заместители руководителей по экономике - увидели. Например, зам. Генерального директора по экономике ОАО «Газпром-газораспределение» сообщил, что экономия расходов на оплату труда по организации составила более 2 млрд. рублей. Или еще пример: после аварии платформы «Кольская» не зам. по кадрам, а зам. по экономике генерального директора ОАО «Севморнефтегазразведка» интересовался в соответствующем объединении работодателей, распространяется ли на его организацию Отраслевое соглашение? Почему он? Потому, что за каждого погибшего при утоплении платформы члена экипажа организация должна была выплатить членам семей погибших по 10 (десять) годовых заработков! Волнует это сотрудника кадрового аппарата? Нет. А владельца и руководителя компании? Конечно! Так почему решение вопроса о членстве в Объединении и участии в разработке условий Отраслевого соглашения опускаются на уровень сотрудников кадрового аппарата?
Четвертое: Департаменты по управлению персоналом и соответствующие подразделения в дочерних компаниях ВИК, иные кадровые подразделения в компаниях ведут большую работу в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ).
Подготовка генерального коллективного договора или просто коллективного договора, согласование его положений с профсоюзом, приведение его в соответствие с изменяющимися правовыми нормами и требованиями подзаконных актов - важнейший этап формирования основ социального партнерства, т.к. это уровень прямого контакта и взаимодействия работодателя и работника.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 45 ТК РФ, это первичный (низший) уровень построения социального партнерства, уровень конкретного предприятия (или холдинга), профсоюзной (или объединенной профсоюзной) организации и региональных органов государственной власти по месту регистрации предприятия. Взаимодействие участников социального партнерства этого уровня возможно в рамках региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с соответствующим уровнем решения вопросов.
Например: Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» проходит регистрацию в Государственной инспекции труда в г. Москве Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). При этом вопросы социального партнерства, в том числе и о преференциях, которые дает государство работодателю, могут обсуждаться лишь на Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам г. Москвы. Но какие преференции может дать Правительство Москвы для предприятий ОАО «Газпром»? Функция государства в отношении вертикально интегрированной компании, как работодателя, в данном случае ограничивается инспектированием выполнения условий Генерального коллективного договора. Но и эта функция невыполнима, т.к. Государственная инспекция по труду и социальным вопросам г. Москвы может осуществить инспекционные функции только в отношении предприятий, зарегистрированных на территории г. Москвы. То же самое происходит и с дочерними и зависимыми обществами Газпрома. Работая, де-факто, на всей территории России, де-юре, они имеют возможность решать вопросы только на региональном уровне по месту регистрации компаний.
В аналогичной ситуации находятся и нефтедобывающие компании.
В результате, структура социального партнерства этого уровня не соответствует масштабам не только нефтяных и газовых компаний но и предприятий иных бюджетообразующих отраслей, что лишает их возможностей участия в социальном партнерстве на федеральном уровне и получения государственных преференций на уровне, соответствующем их вкладу в экономику страны.
При этом позиция «...Нет у нас никакой социальной политики!...» вряд ли соответствует положениям указов Президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2012 года.
Одновременно с этим, отраслевые профсоюзные организации входят в Федерацию независимых профсоюзов России. При этом руководители профсоюзных организаций вертикально интегрированных компаний (объединенных, межрегиональных, международных), как правило, являются членами их руководящих органов.
Таким образом, представители работников объединены на всех уровнях, осуществляют согласованную политику на рынке труда и в иных аспектах социальных отношений, а работодатели разобщены и не используют преференции, которые дает им Закон, в случае работы с позиций Объединения работодателей.
Налицо структурное несоответствие: представители работников - их межрегиональные профсоюзные организации - имеют легитимную возможность выносить и отстаивать требования работников на всех уровнях социального партнерства, а работодатели легитимно работают лишь на низшем - региональном уровне.
Итак, ЗАЧЕМ предприятиям участие в отраслевом объединении работодателей?
• Отраслевое объединение работодателей - единственный легитимный отраслевой орган, имеющий право в рамках трехсторонней комиссии участвовать в выработке и корректировке бюджетных проектировок, в том числе касающихся его отрасли и касающихся его социальных статей до утверждения бюджета в Государственной Думе РФ;
• Отраслевое объединение работодателей - единственный легитимный отраслевой орган, имеющий право в рамках трехсторонней комиссии участвовать в выработке и корректировке положений Генерального соглашения между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ;
• отраслевое объединение работодателей единственный орган, имеющий право подготовки и подписания отраслевого (тарифного) соглашения, прямо определяющего социальную политику в отрасли;
• только с позиций отраслевого объединения работодателей можно решать вопрос об учете положений и обязательств работодателя по отраслевому тарифному соглашению в ценах (тарифах) на продукцию и услуги, регулируемые государством;
• отраслевое объединение работодателей имеет право участвовать в управлении социальными фондами (пенсионный, медицинский, обязательного социального страхования);
• отраслевое объединение работодателей после отмены единого социального налога участвует в регулировании страховых тарифов формирующих социальные фонды;
• отраслевое объединение уполномочено выдвигать представителей для работы в Российской трёхсторонней комиссии и в рабочих группах по подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними экономические отношения в стране;
• отраслевое объединение имеет право вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
• в настоящее время подготовлены к внесению изменения в ФЗ «Об объединениях работодателей», существенно расширяющие их права, как в социальной, так и в экономической сферах деятельности.
Представляя интересы работодателя, отраслевое объединение работодателей оценивает экономические последствия принимаемых изменений в трудовой и социальной политике в отрасли и добивается компенсации издержек своих участников, вызванных этими изменениями, через регулируемые тарифы и налоги. Одновременно отраслевые объединения работодателей готовят согласованную отраслевую позицию по социальным вопросам и реализуют ее через свои позиции на всех уровнях социального партнерства в стране.