Тезисы выступления Президента РСПП А.Н.Шохина на Национальном нефтегазовом форуме

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ: САММИТ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТЭК:  СЦЕНАРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ БУДУЩЕЕ

В условиях новых глобальных вызовов мировой энергетики серьезное значение приобретает качество государственной энергетической политики и углубление сотрудничества на стратегических направлениях. Сегодня, когда нефтегазовые рынки находятся под влиянием изменяющейся геоэкономической ситуации и политических ограничений, основным предметом дискуссии становятся консолидированные действия по созданию эффективной, ресурсно-инновационной и благоприятной среды для развития нефтегазовой отрасли с учетом интересов всех ее участников.  Время простых решений прошло, очевидных ответов нет, современные вызовы требуют по-иному взглянуть на будущее.

Сектор ТЭК является опорой российской экономики – именно цена барреля нефти является основной любого макроэкономического прогноза российской экономики, хотя сейчас добавился второй фактор – сроки отмены санкций.

Преобладание нефтегазового сектора сохраниться в долгосрочной перспективе. По прогнозам Минфина России, падение отношения нефтегазовых доходов бюджета к ВВП будет небольшим – с 9,5 % ВВП в 2014 году до 8,6 % в 2030 году (обсуждались на РТК).

Ненефтегазовые доходы будут сокращаться ускоренными темпами с 10,5 % ВВП в 2014 году (доля больше чем нефтегазовых) до 6,7 % в 2030 году (на 2 процентных пункта меньше чем нефтегазовые).

При таких расчетах развитие сектора ТЭК – это развитие российской экономики.

Сектор ТЭК оказался наиболее уязвимым для внешнеполитических проблем.

Российская нефтегазовая отрасль глубоко интегрирована в мировую экономику и как поставщик сырья, и как реципиент технологий и оборудования.
Ограничение на поставку техники и технологий стало даже более значимым, чем ограничение доступа к финансовому рынку, что подтверждают опросы, проведенные РСПП.

Импортозамещение в секторе ТЭК – вопрос не одного года, а нескольких лет.

Необходимо отстраивать инновационную систему, которая будет быстро адаптироваться к меняющимся требованиям к технологии, исходить из интересов бизнеса, основываться на долгосрочном научно-технологическом прогнозировании.

Требуются серьезные финансовые и кадровые ресурсы, чтобы решить данную задачу, а, значит, требуется эффективная системы льготирования инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для производства российского оборудования, в том числе предназначенного для реализации наиболее сложных проектов. Переход на российское оборудование – это одновременно решение проблемы с инжиниринговыми и сервисными услугами, что также актуально в условиях санкций.
При этом ближайшие пару лет проблемы недоступности западного оборудования, технологий, услуг придется перекрывать поставками из «несанкционных стран». Но: доступность альтернативных поставщиков не должна приводить к приостановке работ по импортозамещению.

Дополнительные риски для импортозамещения создает «нефтяной налоговый маневр», последствия реализации которого пока сложно спрогнозировать.

При вроде бы логичном с макроэкономической и бюджетной точки зрения подходе – перенести тяжесть обложения бизнеса с экспортных пошлин на НДПИ  – остаются риски.
В соответствии с проектом федерального бюджета совокупная нагрузка на нефтяной сектор должна даже немного сократиться, но убежденности в этом нет. Пока законопроект о налоговом маневре не принят – просили бы Государственную Думу дополнительно проработать его отдельные статьи с участием представителей РСПП.

Добывающий сектор России можно с полным правом отнести к инновационно активным, что подтверждает статистика и зарубежная аналитика.

В 2013 году объем инвестиций в технологические инновации у компаний сектора «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» превысил 84 млрд. рублей – больше чем у химического (67 млрд. рублей) или металлургического производства (около 62 млрд. рублей).

Устойчивые лидеры по объему инвестиций в исследования и разработки в рейтинге 2000 мировых компаний по уровню расходов на R&D (проводится European Commission's Joint Research Centre) –   Газпром   (201 место в последнем рейтинге), Лукойл (270 место) и Роснефть (361 место), хотя и отстают от конкурентов (PETROCHINA – 66 место, Шелл – 112, PETROLEO BRASILIERO - 118).

Что ограничивает инновационную активность компаний - 60% компаний, опрошенных РСПП, назвали недостаток собственных средств.

У компаний ТЭК есть специфика – на втором месте не дефицит кадров, а недостаточность поддержки инноваций на федеральном уровне. Компании сектора ТЭК, несмотря на статистику, не воспринимаются органами власти как инновационно активные. 

Также компании нефтегазового сектора больше, чем другие отрасли, озабочены негативным влиянием на инновационную активность низкой предсказуемости условий хозяйственной деятельности (+10 процентных пунктов к среднему значению). Проекты сектора ТЭК – долгосрочные и масштабные, их сложно реализовывать, когда отсутствуют определенность по ключевым элементам экономической политики даже на ближайший год.

Определенную положительную роль может сыграть законопроект о промышленной политике в части специальных инвестиционных контрактов. Возможность фиксации условий реализации проекта на срок до 10 лет позволяет отчасти нивелировать недостатки предпринимательского климата в России.

Очевидно, что придется корректировать Энергетическую стратегию России на период до 2030 года – изменились условия развития сектора.