Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Ключевые рекомендации

Консультативного комитета по бизнесу и предпринимательству при ОЭСР (BIAC) для ОЭСР, 2017

Основные рекомендации делового сообщества в целях обеспечения открытой экономики и инклюзивных обществ

Значение глобализации и ее влияние обсуждается во всех странах ОЭСР. Все более критическое восприятие в сочетании с неопределенностью в отношении воздействия быстрых технологических изменений стало определять деловую и политическую среду. Эти изменения явно требуют перспективных политических мер, которые будут способствовать долгосрочному процветанию в странах ОЭСР и за еe пределами.

Существует множество доказательств того, что открытые экономики, опирающиеся на глобальные цепочки создания добавленной стоимости, инвестиции и мобильность инноваций и людских ресурсов, создают рабочие места и обеспечивают качественные условия жизни для большинства граждан. Тем не менее, бизнес отмечает необходимость улучшения процесса и восприятия глобализации. В долгосрочной перспективе общества могут поддерживать экономическую открытость только тогда, когда она сопровождается соответствующей внутр енней политикой, направленной на адаптацию граждан к переменам и потрясениям за счет развития новых навыков и создания дополнительных возможностей для участия в экономике. В открытом мире защита окружающей среды является общей ответственностью, и бизнес следует рассматривать как партнера для поиска и выработки совместных решений. ОЭСР предоставляет важные доказательства и анализ для поддержки имплементации Парижского соглашения по климату, и эта работа должна оставаться приоритетной.

Задачи, которые стоят перед лицами, ответственными за выработку политики, очевидны: необходимость укрепления экономического роста и расширения участия в экономической деятельности. Меры в двух этих сферах улучшат как процесс, так и восприятие глобализации, а для оказания помощи в этой деятельности BIAC предлагает практические рекомендации для министров.

1) Поддержка благоприятных условий для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности

В прошлом году министры ОЭСР обязались «реализовывать меры для обеспечения равных условий для бизнеса путем оценки факторов, влияющих на эффективное функционирование рынков». Несмотря на это, правительства, не стремятся реализовывать реформы, которые повысили бы продуктивность и устойчивость экономики. Фактически, темпы структурных реформ замедлились за последние два года и теперь возвращаются к уровням до финансового кризиса. В то же время барьеры на внутренних и международных рынках увеличились, и в совокупности эти факторы угрожают еще больше подорвать конкурентоспособность наших экономик.

Для борьбы с этими негативными тенденциями и поддержки необходимых реформ, ОЭСР намерена подготовить и опубликовать новый Индекс лучших условий для ведения бизнеса. Это позволит представить в единой подборке данные о состоянии деловой среды, которые имеют решающее значение для развития и процветания частного сектора. Индекс должен включать индикаторы состояния: нормативной среды и трансграничного сотрудничества, открытости для инвестиций, политики в области инноваций, налогообложения и обеспечения доступа к системам профессиональной подготовки и развития навыков. Очевидно, что только ОЭСР с его широким междисциплинарным опытом располагает возможностями для разработки такого индекса.

Рекомендации, выработанные на основании Индекса, крайне необходимы правительствам. Способность предприятий модернизировать и создавать рабочие места зависит от эффективного и равномерного регулирования как на товарном рынке, так и на рынке труда, что стимулирует конкуренцию и рост конкурентоспособности. Излишние косвенные затраты на рабочую силу, не связанные с оплатой труда, или слишком строгое законодательство по защите занятости не должны становиться препятствием для создания рабочих мест. А система регулирования не должна тормозить создание фирмы или ее ликвидацию.

Все это требует большей приверженности стран к качественному регулированию и международному сотрудничеству в сфере регулирования, поскольку лишь треть стран ОЭСР проводит четкую политику в этой области. Индекс лучших условий для ведения бизнеса поможет укрепить взаимосвязь между этими вопросами и продвигать меры для укрепления экономического роста.

2) Создание благоприятных условий для получения выгод от инвестиций и торговли на равных условиях

BIAC отмечает важную роль многосторонних институтов, таких как ОЭСР и ВТО, для обеспечения лучшего управления для экономик и международной торговли. Недавнее вступление в силу Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли следует рассматривать как возможность сократить бюрократизацию на границах и создать новые рабочие места за счет глобальной торговли. Исследования ОЭСР также показывают важность глобальных цепочек добавленной стоимости для производительности и экономического роста. Тем не менее, наблюдаются обратные меры, реализуемыми правительствами. Так, страны-члены «Группы двадцати» в период с октября 2015 года по май 2016 года ввели 145 новых ограничительных мер в сфере торговли.

Рост протекционизма, в особенности растущие нетарифные барьеры в сочетании с риторикой против свободной торговли, создают серьезную угрозу для торговли товарами и услугами, поскольку они проходят через глобальные производственно-сбытовые цепочки. Это может снизить вклад торговли и инвестиций в создание рабочих мест, внутренний рост и инновации.

Бизнес-сообщество определило области для незамедлительных действий, в том числе по цифровой торговле, торговле услугами и перемещению представителей бизнеса. С учетом проведенного анализа принудительной локализации, который демонстрирует, что она подрывает как торговлю, так и внутренний рост, новый анализ ОЭСР должен быть сосредоточен на этих новых барьерах.

В этих условиях Рамочная концепция в области инвестиций ОЭСР имеют фундаментальное значение, BIAC настоятельно призывает правительства с большей решимостью следовать ее положениям. От скрупулёзного и ускоренного внедрения положений Концепции будет зависеть, удастся ли создать инвестиционную среду для содействия устойчивому росту. ОЭСР, в свою очередь, должна обеспечить, чтобы контроль за осуществлением был главным приоритетом. Кодексы ОЭСР по либерализации движений капитала, которые в настоящее время обновляются, должны способствовать отказу правительств от ограничительных мер.

В то же время бизнес стремится играть активную роль в повсеместной и эффективной имплементации Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий и Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом. Также BIAC поддерживает работу с неприсоединившимися странами для обеспечения равных условий на глобальном уровне. Правительствам следует совместно работать по борьбе с коррупцией, как со стороны спроса, так и предложения. В этой связи ОЭСР должна активизировать работу со стороны спроса и разработать последовательную стратегию для стимулирования инвестиций компаний в хорошо функционирующие системы подотчетности и поддержки добровольного самораскрытия информации.

3) Обеспечение должного управления и предсказуемой налоговой политики для экономического роста и инвестиций

В рамках Проекта G20 / ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting) (BEPS) были разработаны международные налоговые правила, учитывающие особенности возникающих глобальных моделей ведения бизнеса. В настоящее время правительства должны обеспечить четкое и последовательное выполнение рекомендаций BEPS. Благодаря принятию Инклюзивной рамки рекомендации BEPS уже реализуются странами-членами ОЭСР и »Группы двадцати».

Поскольку ОЭСР ведет работу в области налогов и содействия экономическому росту, важно отметить результаты нового Опроса бизнеса ОЭСР / G20 в отношении налоговой определенности. Согласно данным опроса, налоговая политика является важным, но не единственным фактором принятия инвестиционных решений. Макроэкономическая стабильность, политика в отношении рынка труда, квалифицированная рабочая сила и эффективное управление также важны и должны рассматриваться совместно с вопросами торговли и инвестиций.

Правительствам также следует поддерживать и продвигать работу в сфере выработки совместных подходов к исполнению решений. Подобная работа может способствовать формированию культуры соблюдения налогового законодательства, обеспечить стабильные потоки доходов для правительств и определенность для бизнеса в отношении налогового статуса.

BIAC признает жизненную важность качественного корпоративного управления для успеха компаний на внутреннем и международном рынках. BIAC призывает ОЭСР тесно сотрудничать с бизнесом в реализации Принципов корпоративного управления G20 / OECD в странах ОЭСР и других странах, не являющихся членами ОЭСР, в целях стимулирования роста, обеспечения достаточного распределения капитала и создания устойчивой стоимости, подчеркивая при этом, что рост должен стимулироваться с соблюдением принципов этического ведения бизнеса.

4) Расширение участия в экономике за счет развития навыков, для дальнейшего процветания в цифровую эпоху

Расширение участия в экономической деятельности имеет важное значение для распространения преимуществ глобализации. Правительства и бизнес должны работать вместе, чтобы обеспечить доступ к качественному образованию и навыкам, развивая культуру обучения на протяжении всей жизни.

Более чем когда-либо качество рабочей силы и спрос на цифровые навыки определяют конкурентоспособность предприятий всех размеров. Чтобы распространять преимущества цифровых преобразований, мы настоятельно призываем правительства к внедрению инноваций (концепция STEM) в системы образования как можно раньше. Основываясь на итогах дискуссии Семинара BIAC 2016 года по гендерному равенству и навыкам, правительствам следует также рассмотреть культурные стереотипы, влияющие на выбор для изучения и работы в областях STEM и продвижения женщин в STEM, в частности. Личные навыки, такие как адаптивность, умение работать в команде, критическое мышление и способность к общению также являются факторами достижения успеха, и должны приниматься во внимание. Разработка Стратегии ОЭСР в сфере развития навыков должна использоваться в качестве возможности для определения эффективных подходов к обучению и обучению новым навыкам в условиях цифровой экономики.

Поощрение развития партнерств между бизнесом и учебными заведениями также должно быть приоритетом для правительств. Важной инициативой в этом отношении является Всемирная сеть профессионального обучения без отрыва от производства (GAN), созданная в ответ на потребность стран-членов G20 в сфере профессионального обучения и развития навыков, которая вовлекает компании и создает национальные сети для обучения и создания рабочих мест для молодежи. Правительствам следует обеспечить нормативную среду в их странах для поддержки усилия бизнеса по разработке устойчивых программ профессиональной подготовки и занятости молодежи.

Чтобы эффективно применять навыки, политика в области обучения должна не просто сосредотачиваться на системах образования, но также включать активную политику на рынке труда (АПРТ), чтобы увязать переход с одного рабочего места на другое с обучением и эффективными службами занятости. Новый анализ ОЭСР должен помочь определить, как инвестиции в людей и их навыки могут способствовать здоровью и производительности на рабочем месте.

5) Поддержка предпринимательства

99% компаний в странах ОЭСР, а также членов BIAC - это малые и средние предприятия (МСП), а стимулирование предпринимательства - единственный способ повысить их способность участвовать в глобализации.

МСП должны ориентироваться в сложных нормативных барьерах на родине требованиях соответствия при выходе на международные рынки. В целях усовершенствования политики в отношении МСП, ОЭСР, в тесных консультациях с бизнесом, должна разработать новую программу с рекомендациями Совета по предпринимательству в отношении действия правительств в этой области. Предпринимательство и инвестиции частного сектора также должны быть признаны в качестве основного элемента для достижения целей устойчивого развития и соответствующей работы ОЭСР.

Для успешной реализации этой задачи проанализировать данные ОЭСР и признать, что различные направления работы в сфере регулирования, налогообложения, торговли и инвестиций и систем социального обеспечения должны быть объединены в качестве пакета действий и реформ.

Для микро- и малых предприятий все начинается с определения нагрузки регулирования и рисков с точки зрения инновационного и производственного потенциала фирмы что должно лечь в основу рекомендаций. Регулирование сопряжено с непропорциональными издержками для МСП в плане финансового управления, ведения учета и налогового регулирования, а ОЭСР могла бы проанализировать, как механизмы единого окна и электронного правительства могут упорядочить взаимодействие между предприятиями и государственными учреждениями. Кроме того, следует включить дальнейшую работу по диверсификации источников финансирования, особенно по расширению доступа к венчурному капиталу, а также по облегчению доступа к глобальным производственно-сбытовым цепочкам.

Вопросы государственной поддержки инноваций, которые также связаны с МСП, должны стать важной частью рекомендаций. Мы наблюдаем значительное снижение инвестиций и инноваций, в частности со стороны МСП, поскольку эффективное распространение технологий в значительной степени зависит от инвестиций на уровне фирм. Меры политики должны быть направлены на стимулирование исследований и разработок в сфере торговли, которые в настоящее время являются одними из самых важных. Они также должны способствовать формированию культуры, которая обеспечивает надлежащее управление рисками, которые имеют решающее значение для инноваций.

Выводы

Настоящий документ является призывом к действиям для правительств стран-членов ОЭСР. Все более критическое общественное восприятие глобализации требует решительного ответа. Реализация всеобъемлющей программы повышения конкурентоспособности, которая будет способствовать росту и расширению участия большего числа людей, улучшит практику и восприятие глобализации.

Это должно сопровождаться более активным взаимодействием с общественностью, особенно с учетом возможностей, которые обеспечивают торговля и инвестиции. BIAC призывает ОЭСР предоставить факты, которые представляют интерес для широкого круга заинтересованных лиц. С помощью этого нововведения, BIAC и его сеть ведущих деловых организаций готовы также содействовать информированию общественности.