Концептуальные основы по созданию Национального платёжного совета
Настоящий документ определяет основные положения, связанные с деятельностью создаваемого в России НПС.
1. Деятельность НПС должна быть направлена по построение и развитие современной, эффективной и безопасной национальной платежной системы с учетом целей, задач и принципов Стратегии развития информационного общества в РФ, Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года, стимулирование участников национального рынка платёжных услуг (далее – рынка) к построению современной платежной инфраструктуры, основанной на инновационных решениях, формирование у потребителей стимулов и навыков ответственного применения безналичных платежных инструментов.
2. Основное назначение НПС – выработка консолидированной позиции по вопросам разработки и реализации стратегии развития национальной платежной системы, в том числе направлений деятельности, нормативно-правового обеспечения, осуществления мониторинга и контроля за её работой, развития инфраструктуры, обеспечения потребностей её функционирования и развития.
3. НПС должен исходить в своей деятельности из необходимости обеспечения потребностей создаваемого в стране международного финансового центра путём организации взаимодействия российских платёжных систем с зарубежными (международными) платежными системами на основе договорных отношений, а также применения и эффективного сочетания международных и российских стандартов. Одним из направлений деятельности НПС должно стать участие в разработке и гармонизации международных и российских стандартов, связанных с функционированием платёжных систем.
4. НПС призван консолидировать для вышеназванных целей участников рынка и их общественные объединения, такие как банковские ассоциации, профессиональные объединения участников рынка платежных услуг, финансового рынка, платежных систем, объединения, занимающиеся созданием и производством оборудования для инфраструктуры рынка, защитой прав потребителей и содействием доступности финансовых услуг, профессиональные отраслевые объединения, заинтересованные в специализированных платежных услугах (ассоциации розничной торговли, риэлторов, дилеров), и др., а также заинтересованные органы законодательной и исполнительной власти РФ и ЦБ РФ.
5. Правовую основу деятельности НПС составляют федеральные законы РФ и разработанные на их основе нормативные документы, регулирующие деятельность участников рынка, а также учредительные документы НПС.
6. Деятельность НПС должна быть направлена на обеспечение национальных интересов в вопросах развития рынка.
7. Решения НПС в отношении участников рынка должны носить рекомендательный характер, а по вопросам, регламентированным внутренними нормативно-правовыми документами НПС, быть обязательными для всех участников НПС. При этом НПС обеспечивает возможность урегулирования споров и конфликтов между участниками рынка в Третейском суде, определяемом учредительными документами НПС.
8. Основной формой представительства в НПС участников рынка является ассоциированное участие. Данное требование будет содействовать структурированию рынка по секторам профессиональных интересов в виде ассоциаций и других объединений, выражению в НПС мнения большинства членов таких объединений, а по совокупности объединений – участников рынка. Органы государственной власти, регуляторы рынка, РСПП, ассоциации и иные объединения, а также учредители НПС могут иметь в НПС прямое представительство.
9. Организационно-правовая форма НПС, его юридическое наименование, цели, задачи и функции, органы управления, внутренняя структура, штаты, финансовые источники деятельности, уровень представительства в НПС органов государственной власти, ЦБ РФ, участников рынка и другое должны быть определены в рамках работ по созданию НПС.
10. Проработка вопроса о НПС должна проводиться на гласной основе с привлечением всех заинтересованных участников рынка.