Регламент общественного заверения корпоративных нефинансовых отчетов

Утвержден 30 июня 2022г.

Регламент общественного заверения (подтверждения)
корпоративных нефинансовых отчетов

Общественное заверение (подтверждение) нефинансовых отчетов - инструмент независимого подтверждения раскрываемых компаниями сведений о реализации принципов ответственного ведения бизнеса в корпоративных стратегиях и деловой практике.

Эта форма заверения имеет самостоятельное значение, может быть востребована вне зависимости от наличия или отсутствия аудиторского заключения по отчету, подготовленному специализированной организацией.

1.   Назначение  общественного заверения (подтверждения) нефинансового отчета:

1.1. содействие публичному признанию результатов деловой практики,   информация       о которых содержится в корпоративном отчете;

1.2. повышение уровня доверия заинтересованных сторон компании к содержащейся в отчете информации;

1.3. содействие развитию процесса нефинансовой отчетности в компании и повышению качества раскрываемой информации.

2.  Объект общественного заверения – корпоративный нефинансовый отчет любого типа, (отчет  об устойчивом развитии, интегрированный отчет, годовой отчет и др.),  содержащий комплексную информацию по вопросам устойчивого развития, который представляет собой самостоятельный, опубликованный на сайте и/или в бумажном виде документ, имеющий название соответствующего отчета или представленный организацией в качестве такового.

3. Предмет общественного заверения - значимость и полнота раскрываемой в отчете информации о результатах деятельности компании  с позиции принципов ответственной деловой практики, которые содержатся в Социальной хартии российского бизнеса, отвечают положениям Глобального договора ООН, российским и международным стандартам и руководствам по устойчивому развитию и социальной ответственности.

Значимой признается информация, которая отражает деятельность компании по реализации принципов ответственного ведения бизнеса, раскрываемых в Социальной Хартии российского бизнеса, охватывает ключевые направления деловой практики в контексте устойчивого развития.  

Полнота информации предполагает, что компания представляет комплекс характеристик этой деятельности – ценности и стратегические ориентиры, лежащие в ее основе,  системы и структуры  управления, взаимодействие с заинтересованными сторонами,  результаты деятельности по ключевым направлениям ответственной деловой практики, устойчивого развития. Содержащаяся в отчете информация должна дать возможность составить представление как о том, насколько принципы ответственного ведения бизнеса интегрированы в систему базовых ценностей и стратегических ориентиров компании, так и о том, как они разворачиваются в систему практических действий.

Рамки предмета заверения определяются в каждом конкретном случае по согласованию с Компанией, которая инициирует процедуру заверения. По инициативе компании заверение  информации, содержащейся в отчете, может  производиться по отдельным направлениям ответственной деловой практики.

Заверение не включает подтверждение достоверности представленных в отчете данных. Ответственность за содержащиеся в отчете информацию и заявления несет  Компания, выпустившая отчет.

4. Значимые направления раскрытия информации об ответственной деловой практике, принимаемые во внимание при проведении общественного заверения (подтверждения) отчета:

  • обеспечение экономической эффективности деятельности, оказываемое экономическое воздействие, вклад в развитие страны/региона/территории, учет целей устойчивого развития в стратегии и деятельности, вклад в их достижение;
  • добросовестная деловая практика: разработка и применение этических кодексов и корпоративных политик, регулирующих взаимоотношения с заинтересованными сторонами, затрагиваемыми деятельностью компании, антикоррупционная политика и практика;
  • управление устойчивым развитием, внедрение систем управления  по ключевым направлениям деятельности  в соответствии с признанными международными стандартами, интеграция вопросов устойчивого развития в систему корпоративного управления;
  • партнерство в бизнесе и взаимодействие с заинтересованными сторонами, включая акционеров и инвесторов, партнеров по бизнесу, работников, потребителей товаров и услуг, представителей местных сообществ и органов власти;
  • производство качественных товаров и услуг, ответственный маркетинг, формирование ответственных цепочек поставок, развитие поставщиков в контексте ответственной деловой практики;
  • сохранение и развитие трудового потенциала работников, создание достойных условий труда, мотивация персонала, обучение и развитие и пр.;
  • соблюдение прав человека в аспекте предпринимательской деятельности;
  • реализация инициатив по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, сохранение природной среды, в том числе путем создания и распространения экологически чистых технологий;
  • учет климатической повестки в стратегии и деятельности компании;
  • реализация социально ориентированных политик и программ, направленных на содействие экономическому, социальному и культурному развитию территорий размещения предприятий, участие в решении общественно значимых проблем на региональном и общенациональном уровне, поддержка гражданских инициатив.

5. Факторы  оценки, учитываемые  при подготовке заключения:

  • наличие документально оформленных корпоративных ценностей, принципов, миссии, норм поведения (например, Этический кодекс), стратегии и/или политики и др.;
  • организация управления деятельностью по реализации заявленной стратегии и/ или политики: структуры управления, программы и мероприятия, мониторинг, оценка и  пр.;
  • достижения компании: ключевые результаты, наличие показателей, соотношение с поставленными целями, с целями устойчивого развития ООН, динамика показателей, сопоставимость, общественное признание;
  • использование признанных в международной практике систем отчетности, свидетельства независимой оценки, включая различные формы независимого подтверждения (заверения) отчетной информации;
  • организация взаимодействия с заинтересованными сторонами: охват, механизмы взаимодействия, реагирование на запросы.

6. Процедура организации и проведения общественного заверения (подтверждения) отчета:

  • общественное заверение (подтверждение) осуществляет Совет РСПП по нефинансовой отчетности, ESG индексам и рейтингам устойчивого развития (далее -  Совет  по нефинансовой отчетности, Совет), который утверждает заключение о результатах рассмотрения отчета с целью общественного заверения (далее - заключение);
  • решение об общественном заверении отчета принимается Советом по итогам рассмотрения результатов экспертизы отчета, проведенного Экспертным советом РСПП по нефинансовой отчетности (далее Экспертный совет, ЭСНО), который фиксирует эти результаты в проекте заключения об общественном заверении и протоколе заседания ЭСНО, представляет для рассмотрения членам Совета по нефинансовой отчетности;
  • члены Совета рассматривают проект заключения и полученные дополнительные материалы по результатам экспертизы отчета, сообщают  свое мнение для принятия Советом  решения об общественном заверении не позднее 3 (трех)  рабочих дней, включая день рассылки документов (в соответствии с Положением о Совете);
  • заключение об общественном заверении отчета считается принятым, если по результатам его рассмотрения (в очной или заочной форме) его одобрили большинство членов Совета, выразивших свое мнение;
  • решения, принятые  Советом РСПП по нефинансовой отчетности, фиксируются в протоколе, который утверждается председателем, сопредседателем  или по их поручению  заместителем председателя;
  • в рамках экспертизы нефинансового  отчета,  проводимого Экспертным советом, члены ЭСНО формируют свои индивидуальные  мнения  об отчете на основе анализа его содержания и результатов углубленной предварительной оценки, проведенной в соответствии с формализованной процедурой двумя привлеченными РСПП экспертами из числа членов ЭСНО, привлечение  внешних экспертов также допускается;
    в процессе анализа может при необходимости использоваться прочая информация о деятельности компании,  полученная из открытых источников или от Компании по запросу Экспертного совета;
  • на заседании Экспертного совета его члены  обсуждают отчет, результаты своей предварительной и углубленной экспертной оценки, принимают в соответствии с Положением об ЭСНО коллегиальное решение по  результатам экспертизы, которое фиксируется в протоколе заседания, формулируют проект заключения для представления этих материалов Совету РСПП по нефинансовой отчетности;
  • проект заключения направляется членам Совета на рассмотрение не менее, чем за 3 (три) дня до проведения заседания Совета  (очно или заочно) для принятия решения об общественном заверении.

7.  Итоги общественного заверения

7.1. По итогам общественного заверения составляется заключение в свободной форме, включает при этом следующие параметры:

  • адресаты Заключения;
  • ответственность Совета и ответственность Компании;
  • описание предмета заверения;
  • критерии (полнота и значимость) заверения;
  • выводы и рекомендации;
  • дата и место составления Заключения.

Заключение об общественном заверении подписывают председатель, сопредседатель Совета или заместитель председателя  Совета.

Заключение  по желанию компании может быть использовано как публичный документ.

7.2. На основе заключения компании выдается свидетельство об  общественном  заверении (подтверждении) корпоративного нефинансового отчета, проведенного Советом по нефинансовой отчетности РСПП. Свидетельство подписывает Президент РСПП.

7.3. Совет имеет право повторно обсудить и уточнить заключение по итогам общественного заверения отчета в случае поступления в Совет дополнительных сведений о деятельности компании, относящихся к периоду времени, охватываемому границами отчета, которые могут существенно повлиять  на оценку полноты и значимости содержащейся в отчете информации.

8.  Независимость и объективность, конфликт интересов

8.1. В составы Совета по нефинансовой отчетности и Экспертного совета входят по приглашению РСПП  зарекомендовавшие себя  в экспертном и бизнес - сообществе специалисты в области устойчивого развития, корпоративной  социальной ответственности и нефинансовой отчетности.

8.2. Участники процедуры общественного заверения должны соблюдать этические требования независимости и объективности, не допускать конфликта интересов, обладать необходимой компетентностью;

  • член Совета,  работающий в компании, которая представила  отчет для заверения, или в компании, участвовавшей  в его подготовке, или выступавший консультантом по подготовке отчета в личном качестве, имеет право участвовать в обсуждении отчета на заседании Совета, но не участвует в голосовании по  решению об общественном заверении;
    тем же условиям должны соответствовать и члены Экспертного совета;
  • члены Совета  принимают личное участие в его работе, выражают персональное мнение, осуществляют свою деятельность на общественных началах.

9. Организационное обеспечение

9.1. Организационное обеспечение деятельности Совета РСПП по нефинансовой отчетности по проведению общественного заверения отчетов  и Экспертного совета РСПП по нефинансовой отчетности  по проведению экспертизы отчетов осуществляет Управление корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства РСПП.  Управление взаимодействует с компаниями, обратившимися в РСПП за общественным заверением отчетов, осуществляет подготовку и сопровождение договоров в рамках обеспечения процедуры общественного заверения (с компаниями и экспертами),  организует проведение и подготовку материалов к заседанию.

9.2.  Компании обращаются в РСПП с запросом на проведение общественного заверения, оплачивают РСПП расходы, связанные с привлечением экспертов для  предварительного анализа и  обработки  поступающей от компании отчетной информации, другие организационные расходы по обеспечению процедуры заверения.