Международный факторинг как механизм поддержки российского экспорта в условиях ВТО обсудили на совещании, организованном Комиссией РСПП по банкам и банковской деятельности

© Секретариат РСПП

12 апреля 2012 года под эгидой Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности состоялось совещание на тему «Интеграция России в систему международных расчетов участников ВЭД при вступлении в ВТО». Вопрос поддержки экспорта финансово-банковской системой страны с использованием такого инновационного инструмента как международный факторинг впервые был детально рассмотрен в рамках деятельности РСПП.

Совещание открыл сопредседатель Комиссии по банкам и банковской деятельности А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП. Он отметил, что вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году несет в себе не только позитивные последствия с точки зрения развития конкурентной среды, но и требует скорейшей модернизации российского законодательства во многих областях, принятия мер по поддержке экономики, прежде всего машиностроительной индустрии, агрокомплекса.

Вместе с тем, как отметил А.В.Мурычев, вопрос о международном факторинге в ходе переговоров о вступлении России в ВТО не обсуждался. Притом, что совокупный оборот российского рынка факторинга приближается к триллиону рублей в год, использование механизмов международного факторинга в целях поддержки отечественных экспортеров ограничено несовершенством российского законодательства. Более того, действующее валютное законодательство предоставляет преференции иностранным компаниям и банкам при заключении договоров факторинга с российскими экспортерами, создавая дискриминационные условия для факторинговых компаний и банков России.

Вопрос создания в России инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность экспорта, по словам А.В.Мурычева, уже решается путем создания Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), расширением программ инвестиционного кредитования инновационных предприятий МСП Банком. Однако в условиях ВТО произвести качественный, пользующийся спросом товар и застраховать его недостаточно. Нужно еще предложить конкурентные условия его оплаты. В этом аспекте поддержку российскому бизнесу способен предоставить международный, в первую очередь, экспортный факторинг.

С презентацией на тему «Развитие инфраструктуры международных расчетов в России как механизм поддержки экспорта в рамках Всемирной торговой организации» на совещании выступил исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Д.В.Шевченко, член Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. Он сообщил, что по данным ВТО, 64 процента оборота международного экспорта осуществляется на условиях отсрочки платежа в размере 90 дней.

В то время как страны-члены ВТО используют механизм международного (экспортного) факторинга для поддержки национального экспорта, российские экспортеры лишены права использовать дебиторскую задолженность иностранных покупателей в качестве финансового актива.

Российские экспортеры не имеют доступа к международному факторингу, с помощью которого их иностранные конкуренты пополняют оборотные средства, страхуют риски неоплаты экспортных поставок и предотвращают кассовые разрывы на срок 90 дней (за этот период российская компания должна трижды заплатить налоги и заработную плату рабочим).

В результате российская экспортная (несырьевая, высокотехнологичная, производимая МСП) продукция в сложившейся практике международного торгового оборота стран-членов ВТО не является конкурентоспособной по критерию условий оплаты. Попытки конкуренции по данному критерию негативно сказываются на финансовой устойчивости российских экспортеров, вынуждая их направлять денежные потоки на покрытие кассового разрыва, снижая тем самым объем инвестиций в производство и качество продукции.

По словам Д.В.Шевченко, международный факторинг является индикатором развития национальной инфраструктуры расчетов и поддержки экспорта. На момент вступления в ВТО Россия занимает 42-е место в мире (из 69 стран) по обороту международного факторинга. В обороте мирового рынка факторинга международный факторинг 15%, в обороте российского рынка – около 1%. Количество российский компаний, использующих внутренний факторинг - 3800, международный – 53, из них доля малых предприятий составляет 0%.

Предпосылки создания инфраструктуры международных расчетов, ориентированной на поддержку экспорта, с использованием международного факторинга, по мнению Д.В. Шевченко, можно разделить на внутренние:

• Повышение доли несырьевого экспорта и увеличение доли продукции МСП в структуре российского экспорта
• Рост числа российских экспортеров, в том числе путем вовлечения МСП во внешнеэкономическую деятельность
• Реализация концепции создания в России Международного финансового центра
…и внешние:
• Повышение конкурентоспособности российских экспортеров и их продукции в условиях ВТО;
• Обеспечение притока капитала посредством внешнеторговых операций;
• Поддержание положительного сальдо торгового баланса в условиях расширения возможностей импорта в Россию стран-членов ВТО.

С этой целью необходимо концептуальное переосмысление роли валютного регулирования и валютного контроля в государственной политике развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

С презентацией «Правовые основы поддержки российского экспорта путем развития инфраструктуры международных расчетов» также выступил председатель юридического комитета международной факторинговой ассоциации International Factors Group, заместитель председателя правления Банка НФК К.И. Робу. Он рассказал об особенностях правового регулирования факторинговых операций в странах-членах ВТО, а также озвучил предложения российского факторингового сообщества. В частности, в целях поддержки экспорта с использованием механизма экспортного факторинга предлагается внести изменения в статью 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в статью 165 Налогового кодекса и в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. А также обеспечить присоединение, ратификацию Российской Федерацией Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям.

В своем выступлении К.И.Робу подчеркнул, что Россия по динамике развития внутреннего факторинга занимает второе место после Китая, однако законодательные ограничения отбрасывают нашу страну на последние места по уровню развития международного факторинга.

Как сообщил К.И.Робу, Ассоциация факторинговых компаний подготовила предложения по внесению изменений в валютное, налоговое и гражданское законодательство, а также проекты законов, необходимых для ратификации Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям и для снятия ограничений использования международного факторинга в целях повышения конкурентоспособности российского экспорта. Поддержка данных законопроектов и предложений со стороны РСПП будет способствовать сохранению конкурентоспособности российских компаний в системе международной торговли после вступления России в ВТО, увеличению числа отечественных предприятий-экспортеров, включая МСП, выходящих со своей продукцией на зарубежные рынки стран-членов ВТО.

На совещании также выступили представители Банка России, Высшей школы экономики, факторинговых компаний и банков. В частности, начальник управления ЦБ РФ Е.В.Шакина поддержала инициативу о внесении изменений в валютное законодательство с целью снятия барьеров для осуществления операций экспортного факторинга. По ее словам, возможность разделения товарных и денежных потоков в рамках договора факторинга позволит не только преобразовать товарный кредит в финансовый актив на балансе уполномоченных банков, но и обеспечит четкое разграничение полномочий органов валютного контроле в лице Банка России и уполномоченного органа Правительства РФ.

Представители факторингового сообщества в своих выступлениях отметили, что внесение в статью 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» нормы, позволяющей российскому экспортеру уступать дебиторскую задолженность нерезидента и засчитывать факторинговое финансирование в качестве валютной выручки, не только станет импульсом к увеличению оборота международных факторинговых операций, но и послужит эффективным инструментом поддержки экспорта и продвижения российской продукции на рынках стран-членов ВТО.

По итогам совещания было принято решение просить о включении рекомендаций факторингового сообщества в перечень инициатив РСПП, направленных на поддержку экспорта и создание инфраструктуры международных расчетов в рамках вступления России в ВТО. Участники совещания считали бы целесообразным присоединение Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям. Кроме того, было предложено создать в рамках Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Подкомиссию по факторинговым операциям в целях совершенствования законодательства о факторинге в России и развития саморегулирования в отрасли.

Презентация IFG
Презентация АФК
Аналитическая записка о роли международного факторинга в поддержке экспорта в условиях вступления России в ВТО

Поделитесь