13 июля 2017 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание Комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям под председательством члена Правления РСПП Д.Е.Страшнова.
На заседании были рассмотрены предложения по реализации Федерального закона № 374-фз «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», подготовленные рабочей группой Комиссии.
В заседании Комиссии приняли участие представители Совета Федерации, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ФАС России, аппарата Государственной Думы, исполнительный вице-президент РСПП В.М.Черепов, вице-президент по вопросам информационных и коммуникационных технологий РСПП С.С.Мытенков.
С докладами выступили: руководитель Рабочей группы Комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, член Правления-вице-президент ПАО «МТС» Р.С.Ибрагимов, руководитель Экспертной группы Комиссии по направлению «Информационная безопасность и импортозамещение», президент «Национальной компьютерной корпорации» А.Н.Калинин, директор по связям с законодательной и исполнительной властью ПАО «МегаФон» Д.Е.Петров, генеральный директор Института исследований интернета К.Р.Казарян, исполнительный директор АПКИТ Н.В.Комлев.
Рабочей группой Комиссии отмечено, что дополнительные расходы операторов на реализацию «закона Яровой» могут достигнуть 8,8 трлн рублей к 1 июля 2018 года и 17,58 трлн рублей к 1 января 2019 года. Речь идет о совокупных затратах операторов «большой четверки», «Ростелекома», Tele2, «Комкор», «Эр-Телеком», а также входящих в ассоциацию «Ростелесеть» компаниях.
Расходы на реализацию норм «закона Яровой» будут носить постоянный и возрастающий характер. Одновременно операторы должны будут дополнительно инвестировать в хранилища данных в связи с непрерывным ростом объемов передаваемого трафика.
Организация хранения информации в течение 6 месяцев повлечет рост тарифов на услуги связи не менее, чем на 180% в мобильной сети и в разы выше на фиксированной сети связи.
Реализация «закона Яровой» может привести к замедлению инновационного развития отрасли, в частности развертыванию сети 5G в России.
Участники рабочей группы предложили ряд мер, которые позволят избежать негативных последствий для отрасли при соблюдении интересов обеспечения общественной безопасности.
Финансово-экономический анализ крупных операторов связи свидетельствует, что для компаний, входящих в «большую тройку», при условии сохранения действующих тарифов на услуги связи для абонентов (в пределах ежегодной инфляции – 5,4 %), без отказа от существующих проектов по строительству сети и частичного отказа от новых инновационных проектов (BigData, VAS услуги), затраты на реализацию ФЗ № 374-фз возможны в сумме не более 3 млрд руб. каждым оператором в год дополнительно к обычным расходам на СОРМ.
На эти средства возможно организовать (помимо действующих систем СОРМ) создание хранения:
- поэтапное (по территории страны) в течение 3-х лет хранение голосового трафика и СМС-трафика на сетях подвижной радиотелефонной связи (сроком до 1 месяца);
- хранение трафика в сети передачи данных в объеме, не превышающем объем кольцевого буфера за 72 часа.
Предлагается прописать в «законе Яровой» понятие «сообщение пользователя услугами связи» чтобы однозначно определить вид трафика, который оператор должен будет хранить, внести поправки в закон «О связи» о том, что операторы должны обеспечивать хранение электромагнитных сигналов, посредством которых по сетям связи передаются сообщения пользователей, а не содержание информации, переданной или полученной пользователем.
Предлагается также рассмотреть модель реализации требований ФЗ № 374-фз, предполагающую совместное с государством финансирование этих мероприятий.
Указанная модель предполагает установление специального платежа для абонентов и пользователей услугами связи, которые оператор связи получает в соответствии с лицензией.
В ходе дискуссии представителями Минкомсвязи России, Минэкономразвития России было выражено понимание позиции рабочей группы и готовность конструктивно рассмотреть её предложения.
По итогам голосования Комиссией заключение рабочей группы по вопросу реализации Федерального закона № 374-фз «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», было одобрено.
Итоговые предложения планируется представить в высшие органы власти Российской Федерации.
Презентация Р.С.Ибрагимова
Презентация Д.Е.Петрова
Читайте также:
РСПП предложил разделить затраты на «закон Яровой» с государством и абонентами
РСПП оценил расходы операторов на реализацию «закона Яровой» в 17 трлн рублей
Реализацию «закона Яровой» предложили провести за счет абонентов
РСПП предложил ввести специальный платеж для абонентов на реализацию «закона Яровой»
Минкомсвязь не изучала идею реализовать «пакет Яровой» за счет абонентов