26 июля 2018 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности на тему: «О дополнительных мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, увеличению объёмов и номенклатуры их производства и продвижению на внутренний и внешние рынки в свете реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204».
В качестве модератора заседания выступил Председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, президент Ассоциации «Росмедпром» Ю.Т.Калинин, который предложил консолидировать мнения по формированию двух направлений развития: фармацевтической промышленности в свете формирования государственной стратегии до 2030 года и медицинской промышленности, начиная от создания нормативно-правовой базы.
В своем выступлении вице-президент ТПП РФ Д.Н. Курочкин отметил, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2108 года в рамках достижения целей развития Российской Федерации поручено разработать национальные проекты, в том числе и по здравоохранению. РСПП и ТПП РФ направили в Правительство Российской Федерации предложения по кандидатурам в состав общественно-деловых советов и экспертных групп Национального проекта Здравоохранение. Для обеспечения выполнения поставленных в Указе целевых показателей и решения задач должна быть создана современная регуляторная среда, в которую будут введены эффективные и востребованные инструменты и механизмы развития фармацевтической и медицинской промышленности.
Председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья В.М.Черепов и председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности В.И Сергиенко проинформировали, что инициатива вынести на общественное обсуждение первую редакцию проекта стратегии ФАРМА–2030 принадлежала разработчику – Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, и призвали представителей отраслевых объединений и фармацевтических компаний активно участвовать в обсуждении.
На заседании с предложениями по доработке проекта Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2030 года выступили заместитель председателя Комиссии РСПП по индустрии здоровья, президент национальной фармацевтической палаты А.Д.Апазов, заместитель председателя Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, генеральный директор АРФП В.А.Дмитриев, Заместитель Председателя Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей В.Г.Шипков, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности В.В.Береговых, исполнительный директор ассоциации «Инфарма» В.В.Кукава, генеральный директор исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Л.В.Титова.
В качестве основных недостатков проекта выступающие отметили:
– отсутствие цели разработки, утверждения и реализации Стратегии. Разработчикам предложено в качестве основной цели стратегии определить создание пациентоориентированной модели отечественной системы здравоохранения;
– отсутствие необходимых индикаторов и конкретных значений, которые должны быть достигнуты в результате реализации Стратегии. Например, в проекте говорится о необходимости наращивания экспорта. Было отмечено, что важно указать конкретные рынки для экспорта (например, СНГ, США, Латинская Америка, Евросоюз) и заложить индикаторы роста доли отечественных лекарственных препаратов на каждом из них;
– отсутствие конкретных показателей, в том числе не подведены итоги реализации Стратегии ФАРМА-2020;
– в тексте проекта сложно выделить задачи, которые ставятся перед отраслью, не определены сроки формирования Перечня мероприятий, необходимых для выполнения Стратегии;
– недостаточность положений, касающихся вопросов защиты интеллектуальных прав в фармацевтической отрасли;
– недостаточная проработанность вопросов, связанных с регулированием системы продвижения новых лекарственных средств (в том числе рекламы безрецептурных лекарственных средств);
– необходимость выработки положения о создании отдельного направления для развития производства детских лекарственных препаратов и лекарств для лечения онкологических заболеваний;
– отсутствие в проекте раздела по развитию радиофармацевтической промышленности;
– в проекте не ясны направления развития внедряемой в настоящее время системы маркировки лекарственных препаратов.
Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России А.В.Алехин прокомментировал прозвучавшие замечания и предложил направить их в министерство для дальнейшей работы.
В рамках второго вопроса повестки заседания была рассмотрена ситуация в сфере производства отечественных медицинских изделий.
Несмотря на наметившуюся тенденцию увеличения объёмов и номенклатуры медицинских изделий отечественного производства, их доля на российском рынке не превышает 21% (доля изделий для травматологии – меньше 10%). В соответствии с контрольными цифрами Государственной программы к 2020 году на российском рынке доля изделий российского производства должна быть увеличена до 40%. Анализ, проведённый в ходе работы 10 Всероссийского съезда работников фармацевтической и медицинской промышленности (март 2018 года) и при обсуждении в период подготовки и проведения заседания, показывает, что без кардинального изменения существующей системы обращения медицинских изделий эту задачу не решить.
По данному вопросу с докладами выступили главный травматолог ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н.Бурденко Л.К.Брижань, главный травматолог-ортопед г. Москвы В.Э.Дубров, генеральный директор «Медицинские технологии ЛТд» А.Б.Эйлазов, президент Ассоциация «Здравмедтех» А.В.Ручкин, председатель Правления Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагностики В.В.Колин.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие отечественной медицинской промышленности, выступающие отметили:
– отсутствие признания за рубежом результатов испытаний, проведенных в Российской Федерации и странах ЕАЭС. В тоже время при наличии документов испытательных центров, расположенных в США, Канаде, Европейском Союзе, Китае, Австралии, Бразилии производители медицинских изделий имеют право на прохождение регистрационных процедур в ряде других стран мира по упрощенной процедуре. В результате создаются неравные условия на мировом рынке, и наши компании тратят большие финансовые средства и время на процедуры регистрации медицинских изделий для выхода за рубеж. Это сдерживает экспортные возможности отечественных компаний;
– необходимость изменения системы льгот по уплате НДС при ввозе готовых медицинских изделий и комплектующих для их производства внутри РФ, а именно снятие НДС при ввозе комплектующих для производства и введение НДС для готовых медицинских изделий, что позволит сделать рентабельным производство на территории РФ и стран ЕАЭС;
– отсутствие дорожной карты первоочередных мер по совершенствованию отраслевого регулирования в целях развития экспорта медицинских изделий, включая реализацию механизма поддержки поставки первой партии («первая поставка») в составе мер комплексного продвижения российского экспорта медицинских изделий;
– отсутствие комплексных программ развития отдельных видов медицинских изделий, в том числе для травматологии и ортопедии.
Руководитель проекта по поддержке экспорта фармацевтической и медицинской отраслей АО «Российский экспортный центр» И.В.Каширина представила информацию о мерах финансовой и нефинансовой поддержки российских экспортеров. Например, в рамках нефинансовой поддержки могут оказываться услуги по анализу внешних рынков, международное патентование, международная сертификация, логистическое сопровождение, таможенное администрирование экспортной деятельности.
В завершении заседания заместитель руководителя Росздравнадзора Д.Ю.Павлюков дал пояснения по затронутым производителями в ходе выступлений основным проблемам, возникающим при регистрации медицинских изделий, и рассказал о планах работы Росздравнадзора по совершенствованию регуляторной среды.
Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России А.В.Алехин проинформировал участников, что Министерством ведется работа по разработке Стратегии развития медицинской промышленности на период до 2030 года. Участники заседания единогласно решили, что основной задачей профессиональных общественных объединений на 2018 год должно стать участие в её разработке.
По итогам заседания принята Резолюция, которая будет направлена в заинтересованные министерства и ведомства.
Презентации: