Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов

Оценка регулирующего воздействия (далее ОРВ) - процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью определения и оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявления в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, положений, способствующих возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

ОРВ проектов актов проводится федеральными органами исполнительной власти (далее - разработчики) в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, проектов постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ, проектов федеральных законов, проектов решений Евразийской экономической комиссии.  

Оценке регулирующего воздействия подлежат:

а) проекты актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

  • содержащие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
  • регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора);
  • регулирующие отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • регулирующие отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности;
  • регулирующие отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг;
  • регулирующие отношения в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации;
  • регулирующие отношения в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства;
  • регулирующие отношения в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в вышеуказанных сферах/

б) проекты актов, устанавливающие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.

Площадкой для публичных консультаций в ходе ОРВ является сайт для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения https://regulation.gov.ru/ (далее – единый портал), на котором размещаются тексты проектов актов для их публичного обсуждения, сводки отзывов и принятые тексты нормативных правовых актов.

Публичные обсуждения проводятся в зависимости от степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта, в срок от 5 до 20 рабочих дней.

Основные этапы ОРВ:

  • размещение уведомления о подготовке проекта акта;
  • разработка проекта акта, проекта решения, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта акта и их публичное обсуждение;
  • подготовка заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия.

В РСПП утвержден Регламент участия РСПП в оценке регулирующего воздействия.

Рабочие органы РСПП организуют рассмотрение проектов актов компаниями-членами РСПП, обобщают замечания и предложения, готовят свое заключение.

Нормативную базу института ОРВ составляют:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»;
  3. Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (извлечения);
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (извлечения);
  5. Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 г. № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия».

Рекомендуем ознакомиться с «Белой книгой регуляторной политики» Минэкономразвития России, в которой представлены итоги становления института.

Предлагаем всем представителям бизнес-сообщества и экспертам принять участие в оценке регулирующего воздействия, направив свои предложения по нормативным правовым актам, в отношении которых в настоящее время проводятся публичные консультации по оценке регулирующего воздействия, в ответственный комитет (комиссию) РСПП.