Индекс деловой среды в ноябре 2021 года
РСПП провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса.
В ноябре значение Индекса РСПП опустилось на 0,7 пункта, оно составило 45,2 пункта. С сентября прослеживается негативный тренд в оценках состояния делового климата в стране.
Ситуация на рынке производимой продукции продолжает ухудшаться – значение Индекса рынка потеряло ещё 1,6 пункта.
О росте цен закупки заявили 77% опрошенных. В этих условиях треть производителей была вынуждена поднять цены продаж.
Соответственно, индикатор «цены закупки» составил 4,7 пункта, а «цены продаж» – 61,3 пункта.
Динамика спроса в отрасли, по оценкам компаний, пока положительная: показатель превышает пограничные 50 пунктов, хотя его значение немного снизилось – с 53,2 пункта до 52 пункта. Относительно спроса на продукцию / услуги самих компаний респонденты высказались значительно хуже, чем в октябре. Спрос вырос только на продукцию 18% организаций, в прошлом месяце рост отметили 35,2% участников опроса. В итоге значение показателя составило 48,8 пункта против октябрьского 57,9 пункта.
Компонент Индекса рынка «уровень конкуренции» равен значению 56,6 пункта (+1,5 пункта).
Динамика Индекса B2B говорит о замедлении процессов на микроэкономическом уровне. В ноябре выполнять контрактные обязательства стало сложнее: в отрицательную сторону изменились значения показателей «обязательства контрагентов» и «обязательства компаний перед контрагентами» – первый снизился до 38,3 пункта, потеряв 2,5 пункта, второй до 45,7 пункта (-1,5 пункта).
Количество новых заказов прибавилось у пятой части опрошенных организаций, доля упала сразу на 9 п.п. В основном, респонденты выбирали ответ «количество новых заказов за месяц не изменилось».
Сроки выполнения заказов в 93,3% компаний также остались без изменений. Стабильность привела к увеличению значения индикатора на 3,3 пункта до 46,5 пункта.
Значение Индекса логистики в ноябре – 41,5 пункта. Большинство – 68,5% компаний – не видят никакого развития ситуации со складскими запасами, остальные участники разделились в негативных и положительных оценках поровну.
Среднее время доставки выросло у 18% компаний. О незначительном его снижении сообщили только 3,2% респондентов. Индикатор потерял 1,9 пункта, его значение упало до 39,1 пункта.
Сферу логистики в целом пятая часть компаний оценила хуже, чем в октябре. Этот показатель равен 38,3 пункта.
Индекс B2G подрос на 2,2 пункта, его значение составило 49,1 пункта.
Доля положительных оценок взаимоотношений компаний с органами государственной власти и с иностранными партнёрами немного перевешивает долю отрицательных. Но в любом случае подавляющее большинство – порядка 90% компаний стоит на том, что ничего в этой сфере не меняется.
Индикаторы «отношения с органами власти» и «отношения с иностранными партнёрами» остановились в ноябре на пограничных 50 пунктов.
Отношения с банками и финансовыми институтами респонденты оценили немного хуже – показатель равен 47,3 пункта.
Индекс финансовых рынков потерял за последние четыре месяца суммарно 6,7 пункта. Если смотреть на темпы снижения по сравнению с июльским значением, когда Индекс достиг максимума за 9 лет существования Индекса, то они достигли 13%.
В ноябре Значение Индекса финансовых рынков – 43,1 пункта.
Финансовое положение стало хуже в 19,7% опрошенных компаний. В 73,8% оно осталось прежним. Значение индикатора опустилось на 4,9 пункта, по сравнению с данными за октябрь.
Показатели «состояние валютного рынка» и «состояние фондового рынка» составили 43,8 и 45,3 пункта, соответственно. Более чем 85% участников опроса предпочли ответить, что ситуация не меняется.
Индекс личных оценок стал ниже сразу на 5,6 пункта, его значение составило 40,6 пункта.
Если в октябре 14,5% респондентов согласились с тем, что деловой климат в стране изменился к лучшему, то месяц спустя их доля упала до 4,9%.
Индекс социальной и инвестиционной активности оказался в ноябре в зоне положительной оценки со значением 51,7 пункта, прибавив 3,5 пункта.
Согласно полученным результатам,
- 65,6% компаний вели инвестиционные проекты. Доля выросла сразу на 10 п.п.;
- 75% компаний нанимали новых сотрудников. В этом случае доля не изменилась;
- увольнение сотрудников происходило в 15,6% организаций, их доля прибавила 4,5 п.п.;
- меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек применяли 12,5% компаний, доля снизилась на 2,9 п.п.;
- в 68,8% компаний действуют социальные программы для сотрудников (+5,6 п.п.);
- компаний, которые осуществляли иные социальные программы, – 53,1%. Доля сократилась на 3,3 п.п.