О развитии торгово-экономических отношений Россия - ЕС
О развитии торгово-экономических отношений Россия - ЕС
Больше, чем свободная торговля – стратегическое экономическое партнерство
С момента подписания Меморандума о взаимопонимании РСПП/КСПС и UNICE – Союз промышленных и предпринимательских конфедераций Европы – призывают к последовательному углублению экономической интеграции России и ЕС. Обе организации активно поддерживают вступление России в ВТО, "дорожную карту" Общего экономического пространства Россия-ЕС и идею работы над созданием условий, гарантирующих свободную торговлю и инвестиции. Сегодня наши организации твердо верят в то, что углубление экономических связей ЕС и России, выход их на уровень более интегрированного экономического партнерства отвечают общим интересам деловых сообществ как России, так и ЕС. Данное заявление РСПП и UNICE в рамках Круглого стола промышленников Россия-ЕС отображает общий взгляд бизнеса на то, как должна выглядеть углубленная экономическая интеграция ЕС и России, в которой Россия и ЕС являются равноправными партнерами.
1. Взгляд бизнеса на Общее экономическое пространство Россия-ЕС
Бизнес-сообщества ЕС и России разделяют общую точку зрения относительно необходимости создания в Большой Европе интегрированного рынка, что обусловлено рядом причин.
• ЕС и Россия являются друг для друга важнейшими торговыми и инвестиционными партнерами. ЕС – самый значимый торговый партнер России, а Россия занимает третье место в ряду крупнейших торговых партнеров ЕС. Несмотря на наблюдающийся в последнее время быстрый рост трансграничного бизнеса, объем двусторонней торговли, и особенно инвестиций, остается скромным в сравнении с огромным потенциалом и интересом, проявляемым со стороны деловых сообществ ЕС и России.
• Структуры экономик ЕС и России дополняют друг друга и, следовательно, открывают множество деловых возможностей. Однако бизнес с обеих сторон слишком часто сталкивается с административными барьерами, которые воздвигаются на пути торговли и инвестиций. Все большее число компаний в ЕС и России готовы переходить от традиционного экспорта и импорта к трансграничным инвестициям, включая создание стратегических партнерств и альянсов, если для этого будут созданы благоприятные рамочные условия.
• Созданию таких условий может способствовать более тесное взаимодействие России и ЕС. Расширение и углубление деловых отношений следует стимулировать посредством внесения существенных изменений в соглашения, регулирующие экономические отношения ЕС и России, а также в механизмы их реализации. Так, успехи в реализации "дорожной карты" Общего экономического пространства ЕС-Россия являются прекрасным основанием для еще более амбициозного соглашения, нацеленного на углубление нашего двустороннего экономического сотрудничества.
• Современная, хорошо отлаженная и недискриминационная правовая основа торговли и инвестиционной деятельности имеет принципиально важное значение для дальнейшего расширения и углубления экономических связей между ЕС и Россией. Создание Общего экономического пространства – это амбициозная цель, реализация которой требует последовательного продвижения вперед и усиленного внимания со стороны ЕС и России к осуществлению более глубокой экономической интеграции. ЕС и Россия должны безотлагательно предпринять решительные шаги в этом направлении.
2. Новый рамочный договор между ЕС и Россией
Нынешние двусторонние отношения ЕС и России, включая экономическое сотрудничество, реализуются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного в 1994 году и вступившего в силу 1 декабря 1997 года. СПС охватывает широкий спектр деятельности в сферах экономического, политического и культурного сотрудничества и определяет институциональные рамки для проведения регулярных консультаций по ключевым вопросам, таким как энергетика или таможня.
СПС с самого начала служил цели развития более тесных отношений между Россией и ЕС, давая возможность углублять наши двусторонние экономические связи. С учетом этого деловые сообщества ЕС и России хотели бы теперь установить более широкие рамки с опорой на позитивные результаты, достигнутые на основе СПС.
В этой связи Россия и ЕС призывают к началу переговоров о новом двустороннем рамочном договоре с тем, чтобы сформулировать более совершенные принципы экономических отношений, включая торговлю и инвестиции. В сфере экономического сотрудничества целью этого договора должно стать определение схемы ускоренных переговоров по формированию Общего экономического пространства ЕС-Россия на основе свободной торговли и принципа национального режима для трансграничных инвестиций.
Новое соглашение должно будет также укрепить механизмы проведения консультаций между соответствующими органами ЕС и России, а также между соответственно правительствами ЕС, России с одной стороны и деловыми ассоциациями с другой.
Прозрачность и регулярные консультации с представителями бизнес-организаций по вопросам подготовки, реализации и мониторинга соглашений по торговле и инвестициям между ЕС и Россией помогут гарантировать успешный результат.
Окончание срока действия СПС в 2007 году дает прекрасную возможность для модернизации рамочного договора между ЕС и Россией, который будет базовым соглашением для углубления экономической интеграции ЕС и России путем создания будущего Общего экономического пространства.
3. Реализация "дорожной карты" Общего экономического пространства (ОЭП)
На Саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия решили укреплять свое сотрудничество в рамках СПС путем формирования четырех новых пространств:
• Общего экономического пространства
• Общего пространства свободы, безопасности и правосудия
• Общего пространства для сотрудничества в области внешней безопасности
• Общего пространства для научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество
В мае 2005 года ЕС и Россия договорились о создании этих четырех общих пространств на основе четких "дорожных карт". Бизнес-сообщества ЕС и России активно поддерживают работу по формированию этих четырех пространств, и особенно ОЭП, предусматривающего устранение барьеров для торговли и инвестиций, сближение регулятивных норм, исключение дискриминации, прозрачность и надлежащее управление.
Практические результаты введения в действие "дорожной карты" по ОЭП крайне важны для подготовки почвы в переговорах по созданию Общего экономического пространства ЕС-Россия, которое должно стать соглашением на широкой основе, включающим развернутые положения о свободной трансграничной торговле и инвестициях. Необходимо обеспечить большую степень прозрачности в отношении процесса и результатов реализации "дорожной карты" по ОЭП, чтобы бизнес-сообществу имело возможность получать более подробную информацию о текущей ситуации и в нужный момент оказывать конструктивную поддержку.
Бизнес-сообщества ЕС и России призывают Европейскую Комиссию и Правительство России настойчиво добиваться реализации "дорожных карт" и регулярно сообщать о проделанной работе. Процесс реализации "дорожных карт" должен проходить параллельно с переговорами в связи с окончанием действия СПС. Бизнес готов вносить свой вклад в консультации по вопросам, связанным с созданием улучшенных условий для развития деловых связей между ЕС и Россией.
4. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)
Россия и ВТО подошли к финальной стадии переговоров по вступлению. Решение вопроса о вступлении России в ВТО является важным этапом и для углубления двусторонних экономических отношений между ЕС и Россией. В результате вступления России в ВТО СПС утратит свою актуальность по многим аспектам, хотя не все статьи СПС будут при этом затронуты.
Членство России в ВТО в значительной мере будет способствовать ускоренной подготовке к формированию Общего экономического пространства ЕС-Россия на основе принципов свободной торговли и национального режима для трансграничных инвестиций. Фактически, членство России в ВТО является существенной предпосылкой для того, чтобы Общее экономическое пространство ЕС-Россия функционировало.
В результате бизнес подчеркивает крайнюю важность скорейшего завершения переговоров о вступлении России в ВТО, так как она остается единственным крупным торговым партнером, не входящим в эту многостороннюю торговую систему. По этой причине следует скорее решать все неурегулированные экономические вопросы с тем, чтобы Россия могла приступить к выполнению своих обязательств в качестве ведущего партнера в ВТО.
5. Смелый взгляд на Общее экономическое пространство Россия-ЕС
Бизнес стремится развивать более интенсивное экономическое сотрудничество между Россией и ЕС. Вступление России в ВТО, Общее экономическое пространство ЕС-Россия и новый рамочный договор между ЕС и Россией являются важными вехами на пути к поистине стратегическому экономическому партнерству. Наш смелый подход должен подготовить почву для будущих переговоров по такому Общему экономическому пространству, которое способствовало бы свободному передвижению товаров и услуг, капитала и физических, знаний и технологий.
Поскольку широкий круг вопросов, связанных со стратегическим экономическим партнерством, лишь отчасти может быть решен за счет вступления в ВТО. ЕС и России следует выстраивать свои будущие торгово-экономические отношения, там, где это возможно, на основе дополнительных механизмов с тем, чтобы создать Общее экономическое пространство для Большой Европы. Это требует со стороны ЕС и России твердой готовности глубже решать гораздо более широкий спектр вопросов, нежели тот, который затрагивается традиционными соглашениями по свободной торговле.
Договор между ЕС и Россией должен включать помимо прочего общие положения касательно национального режима для трансграничных инвестиций, ликвидации таможенных пошлин и сборов, снятия нетарифных барьеров, взаимного признания стандартов и оценки соответствия, содействия торговле, взаимодействия по вопросам конкуренции, либерализации услуг, защиты прав интеллектуальной собственности, сближения систем законодательного регулирования, разрешения споров и применения международных стандартов бухгалтерской отчетности. Примеры вопросов, которые могут входить в такое широкое соглашение, можно найти, например, в соглашениях по Европейскому экономическому пространству.
Деловые сообщества ЕС и России призывают свои правительства осуществлять смелый подход к углублению и усилению экономического сотрудничества в целях выстраивания поистине стратегического экономического партнерства. Это крайне важно для того, чтобы обеспечить будущую конкурентоспособность экономики Большой Европы.
______________________________________________________________________________________
RSPP-UNICE POSITION ON DEVELOPMENT OF EU-RUSSIA ECONOMIC RELATIONS
MORE THAN FREE TRADE,
A STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP
Since signing a Memorandum of Understanding, RSPP/KSPS and UNICE – the Confederation of European Business –, have called for progressively deeper Russia and EU economic integration. Both organisations strongly support Russian accession to the WTO, the roadmap to implement the EU-Russia Common Economic Space and the idea of working towards a framework guaranteeing free trade and investment.
Today, we firmly believe that it is in the mutual interest of Russian and EU business to deepen the current EU-Russia economic relationship into a more integrated economic partnership. This RSPP-UNICE contribution to the IRT outlines a joint business vision for deeper EU-Russia economic integration, in which Russia and the EU are equal partners.
1. A BUSINESS VISION FOR AN EU-RUSSIA COMMON ECONOMIC AREA
Russian and EU business share a common vision on the need to create an integrated market across Greater Europe for several reasons.
• The EU and Russia are major trade and investment partners. The EU is Russia’s biggest and Russia is the EU’s third largest trading partner. In spite of the recent high growth of cross-border business, the volume of bilateral trade and especially investment is modest compared with the huge potential and interest from the EU and Russian business communities.
• The structures of the EU and Russian economies are complementary and thus present a multiplicity of business opportunities. However, business from both sides too often encounters administrative barriers to trade and investment. A growing number of companies in the EU and Russia is prepared for moving from traditional export and import to cross-border investment including strategic partnerships and alliances provided favourable framework conditions are put in place.
• Closer EU-Russia cooperation can contribute to putting these conditions into place. The expansion and deepening of business relations should be encouraged by relevant changes in the EU-Russia agreements regulating economic relations as well as their implementation mechanisms. For example, progress on implementing the roadmap to the EU-Russia Common Economic Space provides an excellent basis for an ambitious agreement to deepen our mutual economic cooperation.
• A modern, well-functioning and non-discriminatory legal basis for trade and investment is of crucial importance for further expansion and deepening of EU-Russia economic relations. The creation of a Common Economic Area is an ambitious goal which requires step-by-step progress and strong commitment by the EU and Russia to pursue deeper economic integration. The EU and Russia should take determined steps in that direction without delay.
2. A New EU-Russia Framework Treaty
Current bilateral EU-Russia relations, including economic cooperation, fall under the framework of the Partnership and Cooperation Agreement (PCA) which was signed in 1994 and came into force on December 1, 1997. The PCA covers a broad range of economic, political, scientific, cultural and other cooperation activities and includes an institutional framework for consultations on key issues like energy or customs.
The PCA initially served Russian and EU needs for the development of a closer relationship, enabling the deepening of our bilateral economic ties. In view of this, EU and Russian business are now seeking to put in place a more ambitious framework that builds on the positive achievements of the PCA.
Therefore, Russian and EU business call for the launch of negotiations on a new bilateral framework agreement to define improved rules for economic relations, covering both trade and investment. In the field of economic cooperation, the aim of this agreement should be to establish an outline for the rapid negotiation of an EU-Russia Common Economic Area based on free trade and national treatment of cross-border investments.
The new agreement should also strengthen consultation mechanisms between relevant EU and Russian authorities and include provisions on mechanisms for the EU and Russian Governments to consult with representative business organisations in issues related to economic cooperation.
Transparency and regular consultations with representative business organisations for the preparation, implementation and monitoring of trade and investment related agreements between the EU and Russia will help to guarantee a successful outcome in development of economic relations.
The 2007 expiry of the initial period of the PCA provides an excellent opportunity to modernize the EU-Russia framework agreement which will serve as the basic treaty for deepening EU-Russia economic integration through the establishment of a future Common Economic Area based on goal-setting presented in chapter 5.
3. Progress in the Road Map for a Common Economic Space (CES)
At the St. Petersburg Summit in May 2003 the EU and Russia decided to reinforce cooperation in the PCA framework with four new spaces:
• a common economic space
• a common space of freedom, security and justice
• a common space for cooperation in the field of external security
• a common space for research and education, including cultural cooperation.
In May 2005, the EU and Russia agreed to implement the four common spaces on the basis of road maps. The work on the four spaces and especially on the CES, which aims at abolishment of barriers to trade and investment, regulatory approximation, non-discrimination, transparency and good governance, is strongly supported by the EU and Russian business communities.
Practical results from the implementation of the CES road map are vital to pave the way for negotiations on an EU-Russia Common Economic Area, which should be a broad-based agreement with extensive provisions on free cross-border trade and investment.
The EU and Russian business communities urge the European Commission and Russian government to push ahead with the road maps and supply regular progress reports on the work done. At the same time more transparency on the process and results achieved in the implementation of the CES road map is needed to provide the business community with an opportunity to learn more about the current situation and to provide constructive input when relevant.
Progress on implementing the roadmaps should continue without interruption in parallel to the post-PCA negotiations as well.
4. Russia’s accession to the World Trade Organisation (WTO)
Russia and the WTO have reached the final stage in the accession negotiations. Accomplishment of Russia’s accession to the WTO is an important milestone also for deepening EU-Russia bilateral economic relations. It will render many aspects of the PCA obsolete, though it does not cover all the articles of the PCA.
Russia’s membership in the WTO would significantly facilitate expeditious progress in preparations for the EU-Russia Common Economic Area based on free trade and national treatment of cross-border investments. Indeed, Russian WTO Membership is an essential prerequisite for a functioning EU-Russia Common Economic Area.
As a result, business underscores the vital importance of rapidly concluding Russia’s accession negotiations as it remains the only major trading partner outside of the multilateral trade system. All outstanding economic issues should therefore be rapidly resolved to enable Russia to take up its responsibilities as a leading partner in the WTO.
5. A bold vision for an EU-Russia Common Economic Area
Business is committed to developing stronger economic cooperation between Russia and the EU. Russia’s WTO Accession, the EU-Russia Common Economic Space and the new EU-Russia framework treaty are important milestones on the road to a truly strategic economic partnership. Our bold vision is to prepare the terrain for future negotiations on a Common Economic Area that would promote the free movement of goods and services, capital and people, knowledge and technology.
Since the broad issues of a strategic economic partnership can only be partially addressed by WTO accession, the EU and Russia should build their future economic relations, where possible, on WTO+ structures to create a common economic area for Greater Europe. This requires strong commitment from the EU and Russia to address a much broader and deeper range of issues than found in traditional free trade agreements.
The EU-Russia agreement should include inter alia common provisions for the national treatment of cross-border investments, elimination of customs duties, dismantling of non-tariff barriers, regulatory convergence, mutual recognition of standards and conformity assessment, trade facilitation and customs, cooperation on competition, services liberalisation, public procurement, sanitary and phytosanitary regulations, intellectual property rights protection, dispute settlement and the use of international accounting standards. Examples of issues covered by such a broad agreement can be found, for instance, in the European Economic Area agreements.
EU and Russian business call on their governments to pursue a bold approach to deepening and strengthening economic cooperation to achieve a truly strategic economic partnership. This is vital to ensure the future competitiveness of the Greater European economy.