В отношении проекта закона о контроле за трансфертным ценообразованием
О позиции Комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике в отношении проекта закона о контроле за трансфертным ценообразованием
О позиции Комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике в отношении проекта закона о контроле за трансфертным ценообразованием
Комитетом РСПП по бюджетной и налоговой политике (далее – «Комитет РСПП») рассмотрен проект федерального закона, направленный на совершенствование налогового контроля при применении трансфертного ценообразования (далее – «Законопроект»).
Законопроект направлен на противодействие использованию трансфертных цен в целях минимизации налоговых обязательств холдинговых компаний и перемещению совокупной налоговой базы указанных структур между различными регионами страны.
Законопроектом предлагается существенно изменить действующие правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием, в соответствии с которыми для пересмотра налоговых последствий совершенной сделки необходимо сначала установить взаимозависимость ее участников, а затем – факт отклонения цены от рыночной более чем на 20 процентов.
В соответствии с Законопроектом существенно расширяется перечень признаков взаимозависимости лиц и усложняется процедура признания соответствия используемых цен интервалу рыночных цен. Отменяется норма в соответствии с которой, пока налоговыми органами не доказан факт отклонения цены от рыночной, она считается таковой. Вводится обязанность предоставления дополнительной информации при осуществлении контролируемых сделок и обоснования применяемых при этом цен. Налоговый контроль предлагается распространить на сделки с использованием трансфертных цен как внутри Российской Федерации, так и на внешнеторговые операции.
Проблема необоснованного занижения налоговых обязательств предприятий перед бюджетной системой Российской Федерации в результате использования трансфертного ценообразования при трансграничных сделках, безусловно, требует решения. Об этом свидетельствует и международная практика. Однако, в международной практике контроль за трансфертными ценами осуществляется только в отношении трансграничных операций, так как именно в результате таких операций может быть нанесен ущерб бюджетной системе государства. В противном случае дестимулируется экономическая активность бизнеса. Кроме того, в силу его чрезвычайной затратности и низкой эффективности в настоящее время рассматривается возможность отказа от такого контроля за сделками внутри Европейского Союза.
О необходимости контроля за трансграничными сделками для предотвращения оттока капитала за рубеж говорил в бюджетном послании и Президент Российской Федерации.
Налоговые органы в РФ традиционно рассматривают контроль за трансфертным ценообразованием внутри страны как способ распределения налоговой базы между субъектами федерации и механизм борьбы с однодневками. Практика показала крайне низкую эффективность контроля за ценами при решении этих проблем. Изложенные в законопроекте правила трансфертного ценообразования заимствованы из международной практики и разработаны для разрешения конфликта между налоговыми органами двух или нескольких стран при распределении налогооблагаемой прибыли транснациональной корпорации. Ведущие мировые специалисты по международному налогообложению давно пришли к согласию о предпочтительности распределения консолидированной налоговой базы по формуле, однако системные различия в структуре экономики различных стран пока не позволили разработать универсально приемлемую формулу. Очевидно, что внутри страны подобной проблемы нет, и формула может быть установлена федеральным законодателем по аналогии с формулой распределения налоговой базы многофилиальных юридических лиц.
Правила контроля за ценами в условиях рыночной экономики не эффективны для борьбы с криминальным уклонением от налогов. Интервал рыночных цен достаточно широк для перемещения налогооблагаемой прибыли между юридическими лицами – именно по этой причине контроль за ценами на международном уровне признается неэффективным. Мошенники, организующие сделки с однодневками, будут внимательно следить за соответствием своих цен рыночному интервалу, поскольку их преступный доход будет зависеть от соблюдения всех формальностей. Основной жертвой закона будет малый и средний бизнес, который в ряде случаев вынужден снижать цены под давлением конкуренции и сильной переговорной позиции покупателей – сырьевых и/или государственных компаний. Таким образом, контроль за ценами будет тормозить диверсификацию экономики. Для искоренения однодневок необходимо усовершенствовать процедуру регистрации юридических лиц и наладить эффективное взаимодействие налоговых органов с милицией, таможней, пограничниками, паспортной службой и другими государственными службами.
По оценке Комитета РСПП концепция Законопроекта противоречит задачам развития промышленного производства и проводимой государством политике стимулирования размещения на территории Российской Федерации холдинговых компаний, а также не решает задачи по борьбе с незаконной минимизацией налогов.
Предлагаемый механизм контроля является высоко затратным и для бизнеса и для государства. Бизнес вынужден будет предоставлять огромный массив информации в отношении контролируемых сделок и обосновывать применяемые цены, а налоговые органы, неспособные сегодня эффективно применить положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ столкнутся с еще более сложным механизмом контроля. На практике это приведет к предъявлению необоснованных претензий к законопослушному налогоплательщику, росту количества обращений в арбитражные суды и издержкам бюджета, связанным с усложнением администрирования неэффективной системы. Деятельность бизнеса будет направлена не на извлечение прибыли и как результат на решение экономических и социальных задач, а на доказательства правомерности своих действий.
Крайне негативным является положение о возможности применения штрафных санкций в результате пересмотра налоговыми органами цен для целей налогообложения, поскольку все методы определения рыночных цен основаны на многочисленных допущениях, презумпциях и условностях. Отклонение от рыночной цены может рассматриваться как доказательство вины налогоплательщика.
По мнению Комитета РСПП, принятие концепции Законопроекта означает:
1. расширение перечня оснований для оспаривания налоговых последствий совершенных сделок;
2. упрощение механизма доначисления налогов, штрафов и пени по контролируемым сделкам;
3. перекладывание бремени доказывания обоснованности примененных цен на налогоплательщика;
4. рост издержек налогоплательщика при предоставлении подтверждающих документов.
Следует особо отметить, что законопроект носит во многом односторонний характер. Так, отсутствуют нормы о симметричной корректировке налоговых обязательств другой стороны сделки, что в обязательном порядке применяется в международной практике.
Альтернативой контролю за трансфертными ценами внутри страны может стать скорейшее принятие закона о либерализации налогообложения доходов от стратегического участия, получаемых в виде дивидендов, а также введение института «консолидированного налогоплательщика». Это соответствует и международной практике.
В связи с этим Комитет РСПП предлагает:
1. отказаться от контроля за трансфертными ценами внутри Российской Федерации, перейдя на распределение консолидированной налоговой базы по формуле;
2. сохранить обязанность налоговых органов доказывать отклонение применяемых цен от рыночных в качестве необходимого условия для оспаривания налоговых последствий сделки;
3. отказаться от взимания штрафных санкций в случае пересмотра цен для целей налогообложения;
4. предусмотреть возможность заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам с 1.01.2008 г.